Анализ ассортимента и структуры продукции

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и ее конкурентоспособности. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должна учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективно использовать трудовые, сырьевые, технические, технологические и финансовые ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает:

1 Определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

2 Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

3 Изучение жизненного цикла изделия на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых более совершенных видов продукции и изъятие из производства морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

4 Оценка экономической эффективности и степени риска в изменении ассортимента продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент ассортимента. В расчет этого коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового:

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции и снижение по другим видам приводит к изменению его структуры, то есть удельный вес одних видов продукции увеличивается, других – уменьшается. Для характеристики интенсивности структурных преобразований можно использовать коэффициент структурной активности. Чем больше структурных преобразований в организации, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции:

,

где:

- изменение удельного веса i-го вида продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность. Если увеличился удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении также увеличивается и наоборот. То же происходит и с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно определить методом цепных подстановок, который позволяет использовать факторы, непосредственно связанные со структурой:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: