Экономика, как наука о воспитании достойных граждан

Зарождение микроэкономической теории началось в глубокой древности. Первые экономические знания можно почерпнуть, например, из работ таких известных мыслителей древности, как Ксенофонт, Платон, Аристотель (Древняя Греция).

В России изданы, например, полное собрание сочинений Ксенофонта в 5 книгах, сочинения Платона в 3-х томах, «Политика» Аристотеля в 7 книгах. Все они написаны до нашей эры.

Одним из первых литературных источников, которые дошли до нас – это был «Домострой» Ксенофонта, написанный в 1У в. до нашей эры. Он почти целиком посвящен принципам разумного хозяйствования, о чем шла уже речь в первой теме. Если следовать Домострою, то для античного человека разумным являлось поведение, которое признавалось другими людьми. Это поведение было направлено на достижение общинных, семейных и родовых связей в целях выживания человека, семьи и рода. Причем, суть разумного поведения заключалась в отсутствии стремления к накоплению богатства, главным образом денежного, и в умеренности материальных потребностей людей.

Наиболее полно экономические взгляды того периода выразил Аристотель. Он понимал богатство, как совокупность или сумму средств, необходимых для жизни и полезных для семейной общины. Такое богатство, по мнению Аристотеля» должно способствовать воспитанию достойных граждан и культурно развиваться. Характеризуя это богатство, он предлагал различать экономию как учение о богатстве в его натуральной форме, необходимое для жизни людей, и хрематистику как учение о денежном хозяйстве. В результате экономию он всячески приветствовал, так как она призывала к накоплению натурального богатства виде пищи, одежды, жилища и т.д. необходимого для жизни людей. А хрематистику резко критиковал, так как она оправдывала денежное богатство, которое превращалось для ростовщиков и торговцев в наживу, в самоцель. Деньги становились злом, разлагающим народ и общество. В отличие от натурального богатства накопление денег не имеет естественных и сдерживающих границ. Их накопление безгранично и беспредельно. Оно может взорвать античное общество. Взгляды Аристотеля поддерживались затем фактически на протяжении многих и многих веков вплоть до ХУ1-ХУ11 веков. Его взгляды разделяли и видные представители церкви в период господства феодализма. В частности, эти взгляды полностью разделялись и разделяются в основном сегодня христианством и мусульманством. Различая экономику и хрематистику, Аристотель уже в 4 в. до н.э. понимал, что рано или поздно на смену натуральному богатству придет денежное богатство, не знающее никаких границ в алчности и наживе. Поэтому, он как мог, сопротивлялся и критиковал нового экономического человека, у которого на первом месте была денежная нажива.

Сам термин «экономия» – древнегреческого происхождения. Он возник из двух слов ойкос - дом, хозяйство; номос – закон, т.е. экономия у древних греков – это домоведение, которое содержало советы, как управлять домашним хозяйством. То есть сам термин «Экономика» возник в античном обществе, в условиях рабовладения. В России, к счастью рабовладения не было, а в Греции, Италии, в Египте и в некоторых других странах Европы и Ближнего Востока, оно существовало несколько веков. Поэтому в первых экономических статьях и книгах описаны проблемы организации и управления рабовладельческими виллами, то есть средними хозяйствами зажиточных граждан или рабовладельцев. Большое внимание уделялось рабству. Причем эти теории тоже развивались, начиная с полного оправдания рабства, когда раб считался одушевленным орудием труда, наряду с другими примитивными, но неодушевленными орудиями труда. Затем постепенно шел процесс становления понятия «равенства» между людьми. Поскольку основой любого общества был труд рабов и относительно свободных работников, то первые экономисты в лице представителей главным образом раннего христианства начали открыто критиковать неравенство и пропасть между богатыми и бедными. Кстати, на основе этих критических работ в 17 в. появились теории утопического, а дальше и научного и практического социализма.

Аристотель, используя понятие «экономия», рассмотрел происхождение и функции денег, пропорции обмена и значение торговли. На Западе и сегодня широко используется такое понятие, как «домохозяйство», т.е. первичная потребительская ячейка общества, предъявляющая спрос на товары, услуги, а также предлагающая производству такие ресурсы, как рабочая сила и предпринимательские способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: