double arrow

Мотивационный компонент учения

Человек любого возраста включается в деятельность учения, когда у него есть внутренняя потребность в освоении знаний. Современная психология подтвердила гениальную догадку Сократа, что настоящее учение начинается с эмоционального переживания своего незнания, непонимания, возникает мощ­ная познавательная потребность — «знание о незнании».

Мотивы учения — это внутренние, личностные побудители учебной дея­тельности. Она осуществляется под влиянием различных, как правило взаи­мосвязанных, мотивов.

Исследователи проблемы мотивации учебной деятельности (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина, П. М. Якобсон и др.) рас­сматривают в качестве одного из ведущих мотивов учения школьников позна­вательный интерес. Он различается по:

содержательной направленности Су одних учащихся — интерес к мате­матике, к конструированию, у других — к музыке, у третьих — к обще­нию с животными и т. д.: познавательный интерес может быть направ­лен на содержание конкретного учебного предмета или сам процесс познавательной деятельности — «люблю решать задачи», «интересно писать сочинения»);

□ устойчивости (у одних учащихся занятия в интересующей их области по­глощают все свободное время, другие охотно записываются в различные кружки и с легкостью меняют свои пристрастия);

□ степени зрелости (познавательный интерес может проявляться как по­требность в новых впечатлениях, а может действовать уже как любозна­тельность).

Мотивы учения могут быть связаны с социальными сторонами учебной де­ятельности:

□ при правильной ее организации у школьников возникает осознание об­щественной значимости своего учения, стремление с помощью резуль­тативной учебы обеспечить себе успешное будущее, профессиональную карьеру;

□ нередко школьники учатся, чтобы самоутвердиться среди одноклассни­ков, заслужить уважение учителя или чтобы избежать конфликтов с ро­дителями.

Известно, что большинство детей, поступающих в первый класс, очень хо­тят учиться. Но их мотивация учения в большей мере связана с радостным ожи­данием некоторых признаков «взрослой жизни» («буду сам ходить в школу», «не будут заставлять спать днем», «буду получать отметки»), с интересом к вещественным атрибутам школьника (ранец, пенал, яркие ручки). Понятно, что такие мотивы не могут быть побудителями к учению в течение всех школь­ных лет.

На обширном экспериментальном материале психолого-педагогических исследований (Г И. Щукиной, М. Ф. Морозовой, Л. М. Фридмана) установле­но, что у учащихся от 5-го к 9-му классу резко падают показатели успеваемос­ти и утрачивается желание учиться. Познавательный интерес к различным сто­ронам жизни природы и общества у подростков не угасает — он становится даже более устойчивым, но современное школьное обучение часто недоста­точно его удовлетворяет.

Как правило, учение конкретного школьника побуждается не одним, а не­сколькими взаимосвязанными мотивами. При ослаблении действия познава­тельного интереса его побудительные функции начинают выполнять мотивы соперничества, самоутверждения или оформившаяся профессиональная ори­ентация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: