double arrow

I. Принципы, предопределяющие цели обучения как закономерно реализуемые «дидактические идеалы»

1. Принцип ценностной направленности обучения.

Этот принцип предполагает, прежде всего, ценностное переосмысление содержания обучения, создание для учащихся ситуаций переживания своего отношения к главным жизненным ценностям.

Еще А. Н. Леонтьев замечал, что наше обучение насыщено значениями и не насыщено смыслами. Значимыми для современного обучения являются:

□ личностные смыслы учения и жизни ученика, а не объем знаний по пред­метам;

□ опыт самостоятельной учебной деятельности, а не отдельные предмет­ные умения и навыки;

□ социальный опыт личности ученика, а не количество усвоенной инфор­мации.

Этот принцип требует не только устанавливать результаты обучения по традиционным критериям оценки знаний, умений и навыков, но и фиксиро­вать личностный рост учащихся, меру освоения ими системы жизненных ценностей.

2. Принцип равных возможностей.

Этот принцип является основой демократически организованного обуче­ния. Система государственного образования обязана предоставить всем уча­щимся равные возможности для обучения. Государственный образовательный стандарт выступает своеобразным гарантом такой демократической меры.

Этот принцип не исключает, а даже подчеркивает, что необходимо созда­вать особые условия для тех, кто по состоянию здоровья не может учиться в обычном учебном заведении. Этот принцип требует от учителя принимать лю­бого учащегося таким, каков он есть изначально, ориентироваться на ученика как на личность.




3. Принцип сотрудничества.

Этот принцип требует создания в учебном процессе атмосферы взаимопо­нимания, доверия и совместной деятельности. Он прямо воплощает идею Л. С. Выготского: развитие ребенка в обществе, преобразование социального в индивидуальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и свер­стниками. Любое знание по природе своей социально, поэтому оно может воз­никнуть только как результат совместных стремлений людей к познанию, как результат взаимодействия и сотрудничества.

Кроме того, сотрудничество учителя и учащихся объективно делает обуче­ние диалогичным, более личностным. В ситуации сотрудничества учитель не формирует свойства личности своих учеников, а как бы «востребует» в учеб­ном процессе их природные задатки и субъектный жизненный опыт.

Выстраивая обучение на принципе сотрудничества, учитель должен отка­заться от жестких способов принуждения, контроля, формального оценива­ния, а чаще стимулировать учебную деятельность учащихся, создавая им ситу­ации успеха, самоуважения, заботы, взаимопомощи.






Сейчас читают про: