Объяснительно-репродуктивные технологии обучения

Объяснительно-репродуктивные технологии — это, по существу, и есть тех­нологии освоения «готового знания». Они имеют солидную историю в педаго­гической теории и практике, у их истоков стояли Я. А. Коменский, Дж. Локк,

И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. В основе объяс­нительно-репродуктивной технологии лежит теоретическая концепция, объяс­няющая природу усвоения нового знания как процесса перехода от конкрет­ных представлений к понятиям, а от понятий — к умениям и навыкам. Не случайно такая технология всегда предметно ориентирована, так как применя­ется для усвоения базового содержания по определенному предмету.

Главные признаки объяснительно-репродуктивной технологии «готового знания»:

1. Всегда требуется подробно разработанная программа по предмету.

2. Выстраивается строгая последовательность «шагов» (порций, единиц со­держания).

3. Создаются стабильные группы учащихся, обязательно одновозрастные.

4. Усвоение содержания организуется в определенной логической схеме:

• восприятие нового материала (в деятельности, совместной с учителем),

• первичное повторение, «закрепление» (в деятельности, совместной с учителем),

• домашняя работа над новым содержанием (в своем темпе),

• фронтальное (вторичное) повторение (под руководством учителя).

5. Всю познавательную деятельность учащихся контролирует и оценивает учитель.

Нетрудно догадаться, что технология «готового знания» реализуется, преж­де всего, на уроке в его традиционных объяснительно-репродуктивных атри­бутах. Но «готовое знание» успешно осваивается и с помощью «наводок» на уроках, где применяются проблемное изложение или частично-поисковые ме­тоды. Эта технология может применяться и в форме так называемого «концен­трированного обучения» или «погружения» (П. П. Блонский, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: