Создается программа самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции». Выстраивается картина ожиданий ребенка относительно соб-
ственного поведения и личностных качеств, то есть своеобразный «проект самого себя».
Известно, что Л. Н. Толстой в юности составил себе программу самосовершенствования, где было три раздела:
1) совершенствование качеств ума, чтобы стать культурным человеком;
2) приобретение качеств души, чтобы служить людям с пользой;
3) искоренение нравственных пороков (бесхарактерность, раздражительность и лень), чтобы уважать себя.
Создание программы должно сопровождаться разработкой определенных (новых) правил жизни, девизов, заповедей. На этом этапе уместны беседы о выдающихся личностях разных времен и культур, достигших признания людей благодаря самосовершенствованию, откровенные «разговоры в кругу», индивидуальные консультации по составлению личных программ работы над собой в той или иной области.
Этап изменения образа жизни
Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отказаться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить круг общения, отказаться от посещения некоторых мест (например, ночных дискотек) или, напротив, записаться в бассейн, в фитнес-клуб.
На этом этапе нужна организация специальной «групповой поддержки»: одобрение приятелей, их готовность подключиться к программе самосовершенствования, помощь родителей, в том числе в реализации нового режима жизни. Для изменения образа жизни очень важны яркие творческие дела, которые буквально «взорвут» серые будни прежней жизни (школьный праздник, творческие мастерские, КВН и др.).
Этап саморегуляции поведения и деятельности
На этом этапе дети и подростки знакомятся с элементарными способами самообладания, проводятся упражнения (часто в игровой форме), в которых тренируется внимание, память, быстрота реакции, терпение, умение сдерживать эмоции, доводить дело до конца.
Методически этот этап оснащается с помощью тренингов или практических занятий «Школы психологии саморазвития». Здесь осваиваются более сложные способы саморегуляции и самоуправления своей деятельностью: самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение, самовнушение.