Самопознание невозможно без осознания и оценки ребенком своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживания противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.
Самопознание организуется такими способами педагогической технологии:
□ самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности, например: «Почему я так долго делаю уроки?»);
□ сравнение себя с другими (оно может быть организовано с помощью психологических игр: «У зеркала», «Волшебный стул», «Диалог с Великим» и др.); здесь важна логика: от сравнения себя с идеалом — к сравнению с реальным человеком и от него — к сравнению себя с самим собой по формуле «был — стал»;
|
|
□ самоанализ (старшеклассники с успехом осуществят его в творческом сочинении «Неотправленное письмо», «Я больше всего люблю...», «Когда я буду взрослым...», на страницах альбома-анкеты, в словесных автопортретах, например «Кто Я? (В десяти ответах)», младшие школьники и подростки выйдут на самоанализ в игре-метафоре, где им предлагается представить и даже схематически нарисовать свои три «Я»:
• «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?),
• «Я» идеальное (Каким я хочу быть?),
• «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).
Педагогические задачи этого этапа успешно решаются в ситуациях индивидуальных и групповых бесед, например, на занятиях «Школы психологии саморазвития», клуба «Искусство быть другим». Здесь уместно использование тренингов, решение психологических задач.
На этом этапе у школьников должны возникнуть мотивы самоопределения, доминантная установка на самосовершенствование в той или иной области, например изменение осанки (физическое самосовершенствование), самостоятельную подготовку к поступлению в вуз, овладение информационной программой (самообразование), освоение игры на гитаре, латино-американских танцев (творческое самовыражение в художественной деятельности и др.).