Классификация и характеристика

Однако оценить реально широту и разнообразие международного рын­ка услуг достаточно сложно. Во-первых, не существует общепринятой систематизации услуг. Во-вторых, многие международные сделки в сфере сервиса остаются неучтенными, поскольку при этом не происходит пере­мещения товаров через границу, которые можно было бы осмотреть и учесть. В-третьих, сделки, касающиеся одновременно товаров и услуг, обычно целиком относятся к товарным. В-четвертых, большой объем деятельности сервисных фирм осуществляется через их зарубежные фи­лиалы.

Операции купли-продажи услуг можно классифицировать по различ­ным признакам: в зависимости от объекта, механизма реализации, харак­тера взаимоотношений между сторонами, на предоставляемые отдельны­ми лицами или различными фирмами.

1 Международных операции купли-продажи услуг под­разделяют их на основные (обособленные от купли-продажи това­ров) и обслуживающие международный товарооборот.

2 Наиболее подробный перечень услуг — Временный единый классификатор продукта ООН (UN Provisional Central Product Classification, CPC). Он выделяет около 600 видов услуг и поз­воляет достичь достаточно высокой степени детализации при описании обязательств в отношении отдельных из них.

Классификатор СРС был принят за основу Классификацион­ного перечня секторов услуг (Классификатора ГАТС), преду­сматривающего четыре способа предоставления услуг:

2.1. Трансграничная торговля (перемещение) (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуг не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по теле­фону (или факсу); участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения; финансовые, аудиовизуальные услуги, услуги по программному обеспечению.

2.2. Потребление за границей (consumption abroad), т. е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, на­пример выезд за границу на учебу или для лечения, в туристических целях.

2.3. Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо — right of establishment), т. е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не пе­ремещаются. Строительство, розничная торговля, гос­тиничное обслуживание и др.

2.4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т. е. ситуация, когда услуга за­ключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или аудитора. При этом происходит перемещение не капита­ла, как в коммерческом присутствии, а рабочей силы.

По классификации ГАТС Всемирной торговой организации, все услуги подразделяются на следующие группы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: