Все виды государственной регистрации на территории СЭЗ, за исключением государственной регистрации банков и страховых организаций, осуществляются ее администрацией. Так, при создании, коммерческой организации с иностранными инвестициями какой-либо дополнительной регистрации в Минском городском или областном исполнительном комитете не требуется.
Для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в администрацию СЭЗ представляются следующие документы:
- заявление о регистрации в качестве резидента СЭЗ (по форме, установленной администрацией соответствующей СЭЗ);
- заверенные в установленном порядке копии учредительных документов с предъявлением оригиналов документов (для юридических лиц);
- копия свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала документа;
- бизнес-план инвестиционного проекта по форме, утвержденной администрацией соответствующей СЭЗ;
- платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, которая составляет 50* базовых величин.
В целом реализация инвестиционного проекта на территории СЭЗ, включая создание и регистрацию юридического лица в качестве субъекта хозяйствования на территории СЭЗ, а также регистрацию юридического лица в качестве резидента СЭЗ, предполагает последовательность действий инвестора, которую условно можно разделить на несколько этапов:
1. Разработка инвестиционного проекта. Инвестиционный проект должен отвечать следующим основным критериям:
- объем инвестиций должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро;
- инвестиционный проект должен предусматривать создание и (или) развитие производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.
2. Поиск на территории СЭЗ производственных помещений и офисных помещений для размещения юридического адреса резидента СЭЗ.
3. Подготовка пакета документов для предоставления администрации, в том числе разработка бизнес-плана инвестиционного проекта. Инвестор вправе подготовить бизнес-план самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов.
4. Рассмотрение документов администрацией СЭЗ.
5. Государственная регистрация юридического лица на территории СЭЗ в качестве субъекта хозяйствования.
6. Подписание договора об условиях деятельности в СЭЗ и регистрация в качестве резидента СЭЗ.
Официальным юридическим документом, подтверждающим регистрацию субъекта хозяйствования в качестве резидента, является свидетельство о регистрации в качестве резидента СЭЗ, выдаваемое администрацией от имени государства.
Республика Беларусь, как государство-член ТС обязана ежемесячно (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направлять в Комиссию ТС (постоянно действующий орган ТС) сведения о зарегистрированных в отчетном периоде резидентах СЭЗ (о лицах, лишенных статуса резидента СЭЗ в отчетном периоде)