Психотерапевтические группы

А.А. Осипова (2000) выделяет четыре основных блока (этапа) программы психокоррекции:

1) диагностический блок;

2) установление продуктивного контакта с клиентом;

3) коррекционный блок;

4) блок оценкиэ ффективности коррекционных воздействий.

На первом этапе выявляются особенности личности и факторы риска, формируется общая коррекционная программа.

На втором этапе терапевт побуждает у клиента желание взаимодействовать, снимает тревожность, повышает уверенность в себе и формирует желание сотрудничать с консультантом с целью изменить свою жизнь к лучшему.

Целью коррекционного блока является гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.

На заключительном этапе прорабатываются в жизненной практике и оцениваются с точки зрения их эффективности новые эмоциональные и поведенческие реакции, стабилизируется самооценка.

Автор перечисляет следующие принципы составления коррекционной программы:

· системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;

· единство коррекции и диагностики;

· принцип приоритетности коррекции каузального типа;

· деятельный принцип коррекции;

· учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;

· комплексность методов психологического воздействия;

· активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;

· опора на разные уровни организации психических процессов;

· программированное обучение;

· возрастание сложности;

· учет объема и степени разнообразия материала;

· учет эмоциональной сложности материала.

При составлении коррекционной программы необходимо:

1) четко сформулировать цели работы;

2) определить круг задач, конкретизирующих цели коррекции;

3) определить стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

4) отобрать конкретные методики и техники для предстоящей работы;

5) подготовить необходимые материалы и оборудование;

6) четко определить формы работы (индивидуальная, групповая, семейная, смешанная);

7) определить обще время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

8) определить необходимую частоту встреч и длительность каждой встречи;

9) разработать конкретную коррекционную программу в целом и определить содержание каждого занятия;

10) продумать формы участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и пр.), при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.;

11) определить формы контроля динамики коррекционной работы;

12) реализовать коррекционную программу, внося в нее дополнения и изменения по ходу работы;

13) оценить эффективность реализованной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: