Славсон и Байон

Самюэль Р. Славсон (Slavson, 1977) в 1930–1940-х гг. формировал группы из детей с делинквентным поведением, находящихся в психотравмирующей среде. Группы подбирались по полу и возрасту. Дети собирались в помещении, оборудованном раздвижными столами, различными инструментами, бумагой, красками, игрушками и т.п. Эти материалы использовались, чтобы на первых порах перемещать аффективные импульсы с психотерапевта и товарищей на неодушевленные предметы. Занятия длились 60–90 минут, каждому ребенку предоставлялась полная свобода, лишь бы он не ограничивал деятельность других. Психотерапевт не устанавливал никаких правил, ни во что не вмешивался, не наказывал и не хвалил детей. При этом он комментировал их поведение, используя традиционные приемы индивидуального психоанализа: свободные ассоциации, анализ словесных проявлений, сновидений, переноса и сопротивления К интерпретации сновидений привлекалась вся группа. Групповой динамике придавалось скорее негативное значение, хотя признавалась определенная роль групповой сплоченности. Таким образом, речь шла об индивидуальном анализе в контексте группы.

В то же время Славсон описал типичные роли, которые играют дети в процессе групповой психотерапии: подстрекатели, нейтрализаторы, социально нейтральные и изолированные. Дети достаточно легко меняют эти роли в отношениях друг к другу и к группе в целом; это явление автор назвал групповой подвижностью. Модификация «активной групповой психотерапии» с акцентом на свободную дискуссию применялась Славсоном (1995) также для лечения подростков и взрослых пациентов.

Автор (Slavson, 1977) считал главной ценностью группы то, что она допускает проявление инстинктивных влечений, которые усугубляются самим эффектом присутствия других членов группы. В группе, где ее члены находят друг в друге поддержку, меньше настороженности и больше непринужденности. В результате все проблемы пациентов выявляются легче и лечение ускоряется. Защитные механизмы сведены к минимуму, благожелательность обстановки и пример, подаваемый другими, позволяет каждому продвигаться вперед, не сдерживая себя соображениями самозащиты. Свободное самовыражение порождает удовлетворение. В то же время оно позволяет пациентам на самых ранних этапах лечения четко выявлять их проблемы. Опасения по поводу возможного ущерба для чьей-то самооценки также снижаются. Благожелательная атмосфера и взаимное расположение делают ненужными реакции защиты. У всех есть похожие проблемы, и никто не осуждает осуждения. Нет страха перед наказанием или унижением.

Групповая аналитическая терапия подростков по Славсону преследует следующие цели:

· усиление позитивных частей Я и с помощью этого построение здоровой самооценки;

· усиление связей с реальностью в процессе дискуссии с другими членами группы и с психотерапевтом;

· помощь в идентификации с поведением терапевта и других членов группы;

· устранение механизмов защиты в той мере, в какой они мешают процессу дальнейшего развития личности;

· уточнение ролевого поведения, направленного против взрослых, в процессе обсуждения с психотерапевтом.

Славсон разработал для подростков и пожилых людей, не нуждающихся в интенсивной глубинной терапии, методику групповой «пара-аналитической» психотерапии. Ее основные принципы таковы:

· терапевт не должен добиваться у своих пациентов регрессии к глубоким уровням бессознательного;

· интервью состоит преимущественно из совершенно реальных фактов, имеющих отношение к насущным проблемам и заботам;

· допускается минимальный уровень тревоги;

· повышение уровня тревоги необходимо предотвращать, ослабляя ее или отвлекая пациентов;

· интроспективная или раскрывающая терапия, если она вообще используется, требует достижения «психологической грамотности», подразумевающей концептуальное понимание (в отличие от эмоциональной интуиции);

· наличие свободного ассоциирования необязательно;

· преобладает, скорее, ассоциативное мышление, то есть горизонтальная ассоциация идей, мыслей, чувств и явлений (дифференцированное от вертикальной, регрессивно свободной ассоциации);

· терапевт намного более активен, нежели в аналитической психотерапии;

· и, самое главное, терапевт обращается к поведенческим паттернам пациентов и функционированию их Эго и менее озабочен либидо и Суперэго, чем это было бы в аналитической терапии.

Внутрипсихический подход Славсона разделяли Александр Вольф и Эммануэль Шварц. По их представлениям групповой аналитик «интересуется не столько тем, чтобы объединить усилия членов группы, сколько тем, чтобы укрепить здоровое «я» членов группы. Его интересуют не мистические общегрупповые переживания и иррациональные проекции, а то, что думают, чувствуют и представляют члены группы и как они себя ведут» (Wolf, Schwartz, 1962, р. 246). Группового аналитика больше интересуют реакции того участника, который предоставляет материал, чем то, как на него реагируют другие члены группы.

Авторы отводили аналитической группе роль модели первичной семьи. Группа создает уникальные возможности для проявления и анализа как детско-родительских, так и сиблинговых отношений. Необходимо с помощью интерпретаций научить каждого участников понимать суть собственных переживаний и содержание своих отношений с другими, чтобы он стал психотерапевтом самому себе и другим членам группы.

Вильфред Байон в книге «Опыт работы в группах» (Bion, 1960) описал групповое мышление, которое объединяет участников группы, хотя может ими и не осознаваться и даже вступать в противоречие с их индивидуальными мнениями и желаниями. Взаимодействие между групповым мышлением и желаниями индивидов составляет групповую культуру, которая включает: 1) структуру группы на данный момент, 2) текущую групповую задачу и 3) сформировавшуюся для ее решения организацию группы.

В соответствии с различной групповой культурой Байон выделил рабочие группы и группы базового допущения. Рабочая группа требует от участников способности к кооперации, тестирования реальности, толерантности к фрустрации, способности к рефлексии и контроля над эмоциями. Она ставит перед участниками задачи, необходимые для роста и созревания группы и ее членов, нуждается в лидере, способным эффективно руководить группой при решении таких задач и использует преимущественно вербальный диалог, направленный на развитие новых идей.

Функционирование рабочей группы затрудняют три специфических конфликта: 1) между потребностью участников раствориться в группе и сохранить свою независимость от нее, 2) между потребностями группы и отдельных участников и 3) между конструктивными и деструктивными групповыми тенденциями. Деструктивные групповые тенденции возникают под влиянием базовых стремлений. К последним Байон относил следующие феномены: 1) зависимости от руководителя для обеспечения безопасности, 2) нападения или бегства с целью ослабить чувство страха и 3) объединения в пары для обсуждения будущего, удовлетворения сексуальных и мессианских побуждений, чтобы избежать переживания сильных актуальных чувств.

Байон ввел понятие валентности, основанное на феномене проективной идентификации, описанном его личным аналитиком Мелани Кляйн. Член группы включается в нее на основе одного из трех перечисленных выше базовых устремлений. Эти устремления отчуждаются от личности и проецируются на руководителя группы и других ее членов, которые не могут удержаться от идентификации с такими проекциями. Например, ведущий начинает пристрастно относиться к определенным членам группы или фокусироваться на индивидуальных интерпретациях в ущерб групповым.

Группа в целом и каждый ее участник в процессе взаимодействий курсируют между параноидно-шизоидным и депрессивным полюсом. На первом из них группа склонна к расколу и неконтролируемой агрессии, использует примитивные психологические защиты и может объединиться только против общего врага. На депрессивном полюсе группа выдерживает амбивалентные отношения, переживает чувство вины за нанесенный человеку ущерб. Руководитель находится «на периферии» группы и контейнирует эмпатически воспринятый материал. Своими интерпретациями он помогает участникам осознать проявления свойственных им базовых устремлений и связи последних с ранними отношениями. Благодаря этому члены группы устраняют чрезмерную зависимость от авторитетов и строят равноправные и гармоничные взаимоотношения.

Участник первой из проводимых групп Байона, Генри Эзриел выдвинул троичную модель групп-анализа, основанную на теории объектных отношений. Согласно этой модели, люди формируют желанные отношения с подходящими объектами, чтобы избежать столкновения с нежелательным подсознательным материалом и не включиться в избегаемые отношения, которые могут превратиться в губительные отношения. Члены группы могут вступать в желанные отношения, рассуждая о своих чувствах вместо того, чтобы проявлять их друг к другу. При этом они объединяются на основе избегающего отношения к аналитику, символизирующего для них раскрывающее начало и опасного тем, что не захочет проявлять заботу. Эзриел рассматривал переносы между членами группы как вторичные по отношению к переносам на психотерапевта, а экскурсы в прошлое как проявление избегающих отношений. Чтобы не поддерживать желанных отношений, в процессе работы он ограничивался одними интерпретациями и не общался с пациентами вне группы.

Дороти Витакер (2000) разработала концепцию фокального конфликта группы, который включает тревожащий мотив (например, желание каждого участника безраздельно владеть терапевтом), порождающий реактивный мотив (например, страх одобрения со стороны терапевта и членов группы) и приводящий к нахождению группового решения. Это решение может быть ограничивающим и тогда оно направлено лишь на ликвидацию страха, а может быть разрешающим, когда допускается некоторое выражение тревожащего мотива, чтобы понять и проанализировать его. В процессе сессии групповое решение может изменяться и одной из основных задач терапевта является помогать группе своими интерпретациями в выработке разрешающих решений.

Фулкс

Зигмунд Фулкс (2001) сформулировал теоретические основы групп-анализа следующим образом. Суть человека социальна. Невротическая позиция приводит к конфликту из-за своей индивидуалистичности. Для освобождения от невротических симптомов надо научиться выражать их понятно для других. Изучить человека можно лишь внутри его естественной группы. В аналитической группе индивидуальные нарушения можно проследить в процессе межличностных взаимодействий. Группа под руководством терапевта вырабатывает более честные способы коммуникации. При этом происходит «самообучение в действии»: пациент активно участвует в общегрупповом процессе, добиваясь понимания другими и одновременно пытаясь также понять их. Основной закон групповой динамики: группа лечит потому, что в целом она является эталоном нормы, от которого каждый член группы в отдельности отклоняется. Групповой анализ является «психотерапией, осуществляемой самой группой и направленной на группу, включая ведущего» (Foulkes, 1975, р. 3).

Главную цель терапии Фулкс видел в самоактуализации. Психотерапевту не надо пытаться изменить пациента согласно собственным представлениям об образе так называемого нормального человека или сделать клиента идеально функционирующим в его среде. Пусть пациент сам освободится от тех сил, которые вредят развитию его личности или собственным источникам его развития.

Фулкс сформулировал основные методические принципы групп-анализа:

· Понимание того, что целостная групповая ситуация является основой для анализа всех межличностных взаимодействий в группе и для интерпретаций всех событий, наблюдающихся в ней.

· Следует добиться максимума взаимной осознанности и постоянно расширяющихся коммуникаций.

· Все основные события, происходящие в группе, должны быть поняты ее участниками так глубоко, чтобы они уяснили движущие силы реально сложившейся целостной ситуации.

Групповой психоанализ включает основные терапевтические факторы психоанализа: анализ защитных механизмов, катарсис (эмоциональное отреагирование), инсайт (осознание ранее неосознанных сил), проработка (изменение актуальных отношений). К ним добавляются специфические факторы групповой психотерапии:

§ Социализация – пациент через переживание группового принятия и принадлежности, а также выделения себя из группы выявляет такие феномены в своих социальных связях, как зависимость, изоляцию и независимость.

§ Отражение (зеркальная реакция) – возможность видеть в образах, поведении и проблемах других членов группы отражение различных аспектов собственного телесного, психологического и социального имиджа.

§ Сгущение – складывание ассоциаций и символов, происходящее в обстановке взаимной стимуляции и раскрепощения.

§ Резонанс – обмен членов группы информацией, эмоциональными воздействиями, интересом к определенным темам, уровнем развития.

§ Взаимоподдержка – интерпретация от члена группы как от объекта идентификации принимается легче, чем от руководителя группы.

§ Коммуникация – расширение и углубление экспрессии участников группы помогает им лучше выразить себя и понять других.

§ Поляризация – сосуществование в группе противоположных составляющих: эдиповых и доэдиповых защитных механизмов, зависимости и автономии и т.д.

Группа становится большим, чем сумма составляющих ее членов. Возникает новое измерение – «матр­ица», «групповая сеть», «групповая душа». «Группа есть матрица интерперсональных отношений, и события, которые происходят в ней, являются межличностным феноменом. Эти отношения и эти события существуют буквально между двумя и более людьми; они не происходят в одном или другом человеке, но могут появляться только при взаимодействии двух или более людей» (Foulkes, Anthony, 1971, p. 258). Каждый член группы отражен в матрице в личностном, межличностном и надличностном плане. В матрице развивается личность каждого участника, как усложняются функции нейрона в нервной системе по мере ее усложнения.

Фулкс указывал, что руководителю группы практически невозможно следить за всеми участниками одновременно. Он концентрируется на общем межличностном поле, на матрице, в которой сталкиваются все эти бессознательные реакции. За всеми его поступками всегда должны стоять соображения о группе в целом. Руководитель формирует культуру и традиции группы, помогает справиться с разрушительными и саморазрушительными тенденциями, постепенно делая их ненужными. Психотерапевт активизирует групповой процесс, вербализует в четкой словесной форме то, что группа может понять и разделить, интерпретирует бессознательные аспекты происходящего.

Разрешение на слова и поступки ведущий получает от группы, находясь внутри динамической ситуации, возникающей в ней. Он рассматривает любое явление, комментирует или толкует его на основе целостной ситуации, которая складывается каждый момент в группе, в то же время учитывает историю ее возникновения и возможные перспективы развития. Основная задача психотерапевта – обеспечить активное участие каждого пациента в групповом взаимодействии, освободить группу от зависимости от психотерапевта.

Члены группы одновременно имеют дело и с личным, и с коллективным бессознательным материалом, поэтому они с трудом осознают межличностные конфликты. Психотерапевт должен драматизировать эти конфликты, настаивать на повторении важных тем. Он может открывать собственные чувства, допускает проявления любви и ненависти к себе. От него требуется быть одновременно «дирижером» группы и ее «первым слугой». Он выясняет, что содержится в подтексте сказанного или увиденного и интересуется, почему это было сказано сейчас и в данной форме. Важнее всего для дирижера быть аутентичным, не стремиться играть роль безупречного отца или магического спасителя. Он должен олицетворять любовь к истине и воплощать демократические принципы. На стадии внедрения групповой культуры он более активен, затем ограничивается интерпретациями, а на поздних стадиях развития группы достаточно его присутствия.

В группе развиваются два процесса: 1) отношения человека с другими людьми и с группой в целом; 2) урегулирование отношений группы и психотерапевта. Эта динамика соответствует проблеме ребенка, налаживающего отношения с окружающим миром, матерью как человеком, так и символом, а позже приспосабливающегося к треугольной эдиповой ситуации и к существованию, присутствию, статусу и значению отца.

Участники группы вначале испытывают тревогу, подозрительность, конкурируют за внимание терапевта, проявляя чувства любви и гнева по отношению друг к другу. Терапевт не управляет этими чувствами, что позволяет проявиться тем аффектам и ролям, которые присущи пациентам в реальной жизни. Для каждого пациента необходимо установить контакт с наиболее важной родительской фигурой. Поэтому женщина-психотерапевт должна использовать свое мужское начало, чтобы выполнять роль отца: управлять агрессией, инициативой; мужчина-терапевт включает свое женское начало: чуткость, зависимость и т.п.

Фулкс описал продвижение членов группы к взаимопониманию от уровня символов и фантазий до уровня осознания смысла и значения. Он сравнил этот процесс с осознанием вытесненного в бессознательное в ходе индивидуального анализа. Фулкс выделил четыре уровня общения, на которых может одновременно функционировать группа:

1. Уровень текущих событий – рассказ о своей жизненной ситуации, происходящее «здесь и теперь в группе, восприятие психотерапевта как авторитетной фигуры.

2. Уровень переноса – отношения и взаимодействия членов группы рассматриваются в свете взаимных переносов. Группа может представлять собой семью, ее членов, братьев и сестер. Психотерапевт – отца или мать.

3. Уровень телесных или психических образов – каждый участник отражает бессознательные элементы Я партнеров. Члены группы могут проецировать друг на друга нежелательные и отвергаемые части своего Я, любимые или нелюбимые внутренние объекты или части объектов. Вся группа в целом символизирует собой мать или образ тела.

4. Первичный уровень – уровень первичных образов по Фрейду и архетипических образов коллективного бессознательного по Юнгу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: