Философия и мудрость

Философия как система обобщенных и целостных представлений о мире является самой древней наукой, насчитывающей в своем раз­витии около трех тысячелетий. Философские знания начали форми­роваться в УП-У1 вв. до н. э. в Индии, Китае, Греции, Риме.

Слово «философия» в переводе с греческого на русский язык озна­чает «любовь в мудрости», а в более точном смысле — «стремление к истине».

В своем зарождении философия мыслилась как такое стремление к истине, которое приведет к гармоническим, согласованным отноше­ниям человека с миром, а также к уравновешенности психики самого человека: его чувств, ума, воли. Таким образом, философское миро­понимание фиксировало не только общие принципы бытия, общие целостные представления о мире, его структурных характеристиках, но и особое положение человека в мире, его высокое предназначение, ответственность перед собой и миром.

Мудрость философского мышления предполагала не просто накоп­ление массы фактов, но и понимание мира как целостного, единого в своей основе.

Ценность мудрости заключалась в правильном руководстве пове­дением и образом жизни человека, в гармонизации знаний с жизнен­ным опытом человека, его устремлениями.

Первоначально понятие «философия» употреблялось в широком значении. В древней Греции этим термином означали всю совокуп­ность имеющихся внерелигиозных знаний о мире, человеке, научное знание в целом.

Такое понимание философии представляло собой вовсе не фило­софию, но протознание, пранауку. Однако еще в рабовладельческом обществе начинается дифференциация, разделение знаний. Из единой, нерасчлененной пранауки выделяются астрономия, медицина, математика, геометрия, география, физика, собственно философия.

В начале философия выступала в форме натурфилософского зна­ния. Но в процессе исторического развития отягощенность натурфи­лософскими элементами в философии снижалась, а тенденция офор­мления ее в самостоятельную науку неуклонно росла.

Уже в античном периоде понимание предмета и назначения фило­софии начинает выходить за рамки натурфилософии. У Аристотеля философия понимается как учение о всеобщем. Всеобщие характери­стики бытия должны быть выделены, по Аристотелю, в особую дис­циплину, которую он называл «первой философией». Наука о первых началах должна была выполнять роль господствующей, руководящей науки наук, противостоящей всем другим наукам.

Впоследствии за «первой философией» установилось название «ме­тафизика» (то, что после физики). Метафизика стала синонимом фи­лософской науки о всеобщем.

Таким образом, в рамках пранауки философское знание постепен­но определяло свой предмет, задачи, подготавливалось к самоопреде­лению. Содержание предмета философии формировалось историчес­ки. В зависимости от уровня развития общества развитие философии шло от натурфилософии античности к натурфилософии эпохи Возрож­дения, характеризующейся главным образом пантеистическими и гилозоистическими (от греч. hyle - материя и zoe - жизнь) тенденция­ми, к философии Нового времени, особенностями которой является смещение содержания философского знания в сторону гносеологии и механицизма, к идеалистическим системам немецкой классической философии и далее — к диалектическому материализму К. Маркса и Ф. Энгельса. В этот период предметом философии становится изуче­ние наиболее общих законов движения и развития природы, общества, мышления, путей познания и преобразования мира. Именно здесь произошло окончательное размежевание философии и частных наук, предметное самоопределение философии.

Процессу рождения философии способствовали экономические, политические, социальные условия, к которым относится развитие производительных сил, конкретизированное в античном способе производства, развитие товарного производства, разделение общест­ва на классы, социальные группы, наличие демократической фор­мы правления.

Философское знание возникло на основе мифологического ми­ровоззрения и научного знания (см. схему). В мифах объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственных и эстетических оценок ситуации, формировались некоторые общие принципы, взгляды о первоначалах бытия.

Появление философии означало рождение особой формы сознания, направленной на осмысление сложившихся форм знания и культуры.


Процесс размежевания и дифференциации наук привел к появле­нию проблемы соотношения философии и науки. В истории филосо­фии выделился ряд концепций, истолковывавших результаты диффе­ренциации наук и вопросы связи философии с другими науками.

Представители одной из концепций считали, что естественный про­цесс отделения наук от отождествляемого с философией синкретичес­кого знания приведет к разложению и распаду философии, ее содер­жание будет разобрано по частям другими науками. Философия сравнивалась с шекспировским королем Лиром, который раздал все свое богатство дочерям, а сам остался нищим. Эта концепция абсолютизирует частно-научное знание, отрывает его от философии, а последняя вообще сводится к совокупному частному знанию.

Представители другой концепции рассматривали философию как науку наук, считали ее наукой, пред которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия рассматривалась как всеохватывающее древо человеческих знаний, ветвями которого яв­ляются частные науки. Философия понималась как знание высшего рода о вечном, бесконечном и, таким образом, отрывалась от дости­жений частных наук.

Третья концепция реального процесса формирования и предмет­ного самоопределения философии утверждает, что частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет из совокупного преднаучного знания. Этому способствовали конкретные историчес­кие условия и интеллект великих мыслителей.

Философское учение не просто продукт эпохи. Это продукт раз­мышлений, установок, переживаний человека. Конкретная историчес­кая эпоха выражает свои ценности, императивы, знания посредством духовной деятельности мыслителя.

Философия — это специфический тип мышления, а также фило­софский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели челове­ческой истории.

Поэтому философия может быть определена как форма размышле­ний о начале бытия, развитая культура способности мыслить.

Своеобразие личности мыслителя лежит в основе специфики фи­лософских взглядов и философского плюрализма. Множественность философских систем — не признак кризиса или разложения филосо­фии, а напротив, - свидетельство того, что философия уходит от стан­дарта, однообразия. Множественность философских систем является противоположностью идеологическому диктату, догматизму. Плюра­лизм требует от человека уважения к другим мнениям, признания за другими права на защиту своих идей и ценностей.

Специфика философствования, философского творчества заклю­чается в особой установке и стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу наличествующих взглядов. Поэтому философия любой эпохи всегда есть культура сомнения. В.С. Библер (р. 1918) счи­тает, что философ — это человек, трагически сомневающийся там, где сомневаться невозможно: в религиозных первоначалах, в научных основаниях. Философ все ставит под сомнение для того, чтобы прове­рить надежность человеческих представлений. Философ - беспощад­ный критик и возмутитель спокойствия, он, как считал Ф. Ницше (1844-1900), должен быть верховным судьей эстетической культуры, цензором всех заблуждений.

Философию порождает не только сомнение, но и удивление, кото­рое является началом мудрости и представляет собой бескорыстную и чистую любознательность, без которой не было бы ни науки, ни философии.

Несмотря на многообразие философских учений, в разные исто­рические периоды существует преемственность и единство истори­ко-философского процесса, и, следовательно, можно рассмотреть исторические типы философии.

Историческими типами философии в соответствии с логикой смены исторических эпох являются: философия древнего Востока, античнос­ти, средних веков, нового времени, современная западная философия.

Исторические типы философии можно вычленить на основе гео­политического подхода, с точки зрения которого выделяют три пути развития человечества - западный, восточный и русский. Отсюда три исторических типа философии - западная, восточная и русская.

Основное отличие этих типов заключается в акценте духовного по­иска. Акцент Запада — поиск абсолютной истины, России — поиск абсолютного добра, Востока - поиск абсолютного смысла вечности, слияние с ней.

Второе отличие типов философии заключается в смещении акцен­тов в философии между рациональным и иррациональным. Западная философия тяготеет в сторону рационализма, русская философия име­ет уклон в сторону иррационального. Речь идет лишь о смешении ак­центов, но не об отрицании одного направления другим.

Третье отличие заключается в характере смещения акцентов между разумом и верой. Русская философия изначально смещает свои ак­центы в сторону веры. Эту черту подчеркивали многие отечествен­ные мыслители.

Каждый исторический тип философии имеет также и свою логику развития материализма и идеализма.

Разнообразие философских школ, течений и направлений, процесс смены эпох, культур, цивилизаций предполагает преемственность в историческом развитии философии и развитие философской тра­диции. Философская традиция характеризуется тождественностью философской мысли, возвращением к одной и той же проблематике, позволяющей перекликаться и с философской мыслью других эпох и культур, а также осуществлять реальный диалог современных многоразличных философских систем в их разногласии и многообразии. Г. Гегель (1770-1831) отмечал в этой связи, что ни одна система философии не опровергнута, опровергнут не принцип данной фило­софии, а лишь предположение, что этот принцип является окончатель­ным. Поэтому в философской науке необходимо ассимилировать ог­ромный массив, зарубежной и русской философской мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: