Предмет, структура и функции современной философии

С позиций современной философии объектом философского зна­ния является все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, нели­нейностью, динамичностью.

Содержание современного философского знания отражает расши­ряющиеся возможности управления многими природными и соци­альными процессами, а также состояние общества, положение чело­века в нем, глобальные проблемы цивилизации, современные проблемы естествознания, медицины и другие проблемы.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир - чело­век». В центре внимания философии находится человек, и в этом зак­лючается ее человеческое измерение. Понимание мира в философии связывается с включенностью в него человека, как сознательно-дея­тельного фактора. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответ­ственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности.

Взаимоотношения между сторонами системы «мир — человек» вклю­чают четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологичес­кий, духовно-практический. К главным граням предмета философии относятся проблемы:

- всеобщее в онтологических отношениях материи и сознания, все­общее в отношениях материи с основными формами ее существования — движением, пространством, временем;

- всеобщие проблемы познавательных субъектно-объектных от­ношений, к которым относятся сущность отражения, соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании проблемы истины и ее критериев и другие;

- аксиологические проблемы субъектно-объектных отношений,
к которым относится система ценностей человека. Ценности, как компоненты культуры, реализуются в эстетических, нравственных, религиозных воззрениях человека и, в конечном итоге, в его дея­тельности;

— духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В результате такого подхода к предмету философского знания фи­лософию можно определить как науку о всеобщих характеристиках мира, месте человека в мире, его способностях познавать мир и воз­действовать на него.

Философия - это система взглядов на мир в целом и место в нем человека.

Человеческий мир весьма многообразен, он представляет собой целостную систему, и его системообразующим фактором являются предельные основания исторически определенной культуры, отража­ющие и задающие целостный, обобщенный образ мира. Философию можно определить как предельное основание культуры. В принципах, законах, категориях философии сконцентрирован исторический опыт, в системе мировоззренческих универсалий человек определяет, оце­нивает и переживает мир.

В философии рассматривают два блока универсалий: категории, отражающие наиболее общие, атрибутивные характеристики объек­тов (пространство, время, движение, количество, качество, случай­ность, необходимость и т.д.) и категории, осмысливающие человека как субъекта деятельности, систему его отношений в обществе (чело­век, общество, сознание, добро, вера, долг, свобода и т.д.).

Принципиальной основой проблем философского знания являет­ся основной вопрос философии. Многие философы не рассматрива­ют эту проблему или формулируют свое видение основного вопроса философии. Однако за решение какой бы проблемы ни брался фило­соф, он обязательно натолкнется на вопрос об отношении мышления к бытию и должен будет выбрать для себя позицию, которая опреде­лит его философию как материалистическую или идеалистическую.

Смысл основного вопроса философии в его классической форму­лировке заключается в ответе на вопросы: что первично (дух или ма­терия)? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы понимали данное положение, что принимали за исходное, они соста­вили два направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, получила название идеализма. Философы, которые признавали первичной материальную субстанцию, примыкали к раз­личным видам материализма.

Другой стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто считает, что мир непознаваем, называют агностиками (от греч. gnosis- знание, а — отрицание). От пути решения основного вопроса зависит трактовка и решение многих философских и медико-философских проблем, например, происхождения и сущности сознания, смерти и бессмертия, решения вопросов философской антропологии, проблем общественного бытия, развития цивилизаций, проблем истины, логики научного познания и других.

Однако в различных философских учениях в качестве основного вопроса ставились проблемы долга, счастья, свободы, смысла чело­веческой жизни. Эти важные и конкретные философские проблемы находятся в одном ряду с другими вопросами философии, составляю­щими ее содержание. Они могут определять смысл отдельных фило­софских учений, школ... Но проблема отношения мышления к бытию, духа к природе, вопросы тождества бытия и мышления, материи как реальности первичной и объективной, так или иначе присутствуют в любом философском течении, направлении, так же как в них присут­ствуют вопросы, поставленные И. Кантом (1724-1804) в его трактате «Логика». Великий философ считал, что сферу философии во всемир­но-гражданском ее значении можно подвести под следующие вопросы:

· Что я могу знать?

· Что я должен делать?

· На что я смею надеяться?

· Что такое человек?

В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические от­ношения системы «мир — человек».

Основными чертами философских проблем является их всеобщ­ность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем фи­лософии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь человека, его отношения к миру. Предельными являются философские системы принципов и категорий в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности.

Проблемы философии вечны, ибо они всегда сохраняют свое зна­чение. Они решаются в процессе развития общества, науки, филосо­фии в той степени, в какой это возможно в данных конкретно-исто­рических условиях. Поэтому у философии всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в прошлые века.

Что касается научности философии, то вся история философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки.

Многие из философов являлись крупными учеными своего време­ни: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М.В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К.Э. Циолковский и другие.

Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в раз­ных областях знания, в том числе и в науках о природе. На этой осно­ве формируется и совершенствуется философская картина мира, раз­рабатываются представления о бытии, формах существования материи, о всеобщих принципах и методах научного познания.

Философия способствует правильной постановке проблем в науке, осуществляет функции прогнозирования тенденций развития кон­кретных явлений. Философия может создавать первичные абстракт­ные модели, общие предположения о природе различных явлений и путях их исследования. Она интегрирует частно-научные знания, ищет точки соприкосновения исходных принципов различных наук и при­дает наукам характер фундаментальности.

Вместе с тем естествознание, биология, медицина сами являются источниками философских проблем. Философские проблемы естествоз­нания — это такие проблемы, объяснение которых осуще­ствляется с позиций философской интерпретации, носящей достаточно общий и общезначимый характер

Однако философия не может строиться по естественнонаучному образцу. Она имеет свою специфику и меру точности. Ведь философ не довольствуется только онтологи­ческой картиной мира, он включает в нее человека. Органическое со­единение в философии двух начал — научно-теоретического и прак­тически-духовного — определяет уникальность этой формы сознания.

Существуют критерии научности философии, к которым относятся:

Объективность: природа и общество должны быть поняты такими, какими они являются в действительности.

Рациональность и доказательность. Философия имеет свои спосо­бы доказательности: формально-логические, методологические, есте­ственнонаучные.

Системность знания, основанная на проникновении в сущность явлений, в закономерности их существования.

Проверяемость знания посредством логики, практики, наблюдения за действительным ходом событий.

Таким образом, философия представляет собой вид научного зна­ния, входит в состав научной сферы знания.

В свете сказанного следует представить другую точку зрения по проблеме научности философского знания. Ряд философов сциентистского направления упрекают философию в недоказуемости и не­проверяемости ее истин, в том, что философия не является точным знанием, носит личностный характер и не способна на опытную доказуемость знаний. А растущее разнообразие философских систем является весомым аргументом в пользу того, что понятие истины к философии неприменимо. Можно говорить лишь о приемлемости, по­лезности, убедительности философских утверждений, но не об их ис­тинности. Отсюда вывод: философия принципиально отлична от на­уки, она не была и никогда не будет наукой.

Однако, как уже было сказано выше, философия так же объективна, как и наука, ибо ее предметом является объективная система отношений человека к миру. А между философией и наукой существует сложное вза­имодействие. Собственная философская проблематика не поддается распредмечиванию естественнонаучными методами, она не распола­гает эмпирическими методами исследования. Но философия требует строгих методов своего исследования, теоретической доказательнос­ти своих положений, системности принципов, законов, категорий.

Исходя из объекта и предмета философского знания, можно утвер­ждать, что философия прочно соединена как с комплексом естествен­ных (биология, генетика, медицина, физика, химия), так и общество­ведческих дисциплин (история, экономическая наука, культурология, правоведение). Философия представляет собой научное знание о месте и роли человека в мире, о всеобщих связях и отношениях мира.

Научная философия должна базироваться на объективном иссле­довании и объективной оценке вытекающих из него результатов. Цели, ценности, значимость, идеалы конкретных наук не обосновыва­ется ими. В этом аспекте наука не во всем самодостаточна и не может служить ориентиром духовно-практической деятельности. Философия, осмысливая ценностные основания науки, теоретически обобщая ее достижения, определяя методологию, становится научным обоснова­нием деятельности людей.

Следовательно, существует объективная философская истина, под­тверждаемая жизненной практикой. И как в любом знании, в философском знании также диалектически присутствуют и истина, и заблуждение.

Философия рассматривает мир в его целостном многообразии на основе теоретических обобщений, носящих характер всеобщности. Это обстоятельство определяет функции философии в обществе.

Главная функция философии - мировоззренческая. Мировоззре­ние представляет собой интегральную составляющую сознания человека, включающую в себя систему обобщенных представлений о мире, об отношении человека к окружающей действительности, о его месте в мире, а также совокупность знаний, убеждений, чувств и настрое­ний человека.

Ставя важные философские проблемы, рассматривая мир как сис­темное целое, отражая всеобщие связи природы и общества, филосо­фия выступает ядром мировоззрения.

Философская составляющая мировоззрения характеризуется сис­темностью и доказательностью, сформулированностью и теоретично­стью проблем, их вечностью, ибо по философским вопросам, как счи­тал В.И. Вернадский (1863-1945), никогда не может быть сказано последнего слова. Философское мировоззрение всегда личностно и потому во многом интимно.

Философское мировоззрение стремится вывести человека из сфе­ры обыденности, узкого профессионализма, технократизма. Оно ув­лекает человека высшими идеалами, и потому оно элитарно.

Философское мировоззрение плюралистично. В этой связи следу­ет отметить, что не все философские системы могут претендовать на статус основы научно-философского мировоззрения. История разви­тия общества, цивилизации показывает, что в переломные кризисные моменты эмоциональное восприятие господствует над рациональным, общественное сознание попадает в область слухов, суеверий, мисти­ки, вненаучного патологического знания, массив которого в настоя­щее время исследуется.

Поэтому следует говорить о научно-философском мировоззрении, как о системе понимания мира, которое опирается на науку, коррек­тируется и развивается вместе с наукой, оказывает влияние на науку. Общество объективно заинтересовано в формировании именно тако­го мировоззрения, которое обеспечивало бы реализацию социальных потребностей, прогресс общественной жизни.

Методологическая функция философии состоит в ее способности на основе системы принципов, законов, категорий разрабатывать под­ходы, методы и приемы познания, раскрывать философскую значи­мость достижений науки, содействовать интеграции научных знаний.

С методологической функцией тесно связана гносеологическая функция философии; она состоит в раскрытии сущности познаватель­ного процесса, его механизма.

Аксиологическая функция (от греч. axia — ценность и 1оgos — уче­ние) философии заключается в разъяснении природы ценностей, в формировании представлений людей о сущности подлинных ценнос­тей как отражении отношения между субъектом оценки и объектом, то есть человеком и объектом его воздействия. Философия раскрывает многообразие смысложизненных (добро, зло, цель, смысл жизни), уни­версальных (жизнь, здоровье, семья) ценностей, ценностей межлично­стного общения (честность, доброта), демократических (свобода сло­ва, гласность) и других ценностей. На этой основе возможно осмысление существующей культуры, объяснение прошлого и изменение настоя­щего для того, чтобы сделать будущее совершеннее прошлого.

Функция философии заключается и в формировании гуманис­тического мышления. Каждый технический проект должен быть подвержен гуманистическому измерению. Поэтому фи­лософия должна изучать реальные механизмы демократии, видеть ди­алектику личных, коллективных, общественных интересов и потреб­ностей, стать синонимом возвышенного и мужественного поиска.

Таким образом, философия является мировоззренческой, методо­логической основой теоретической и практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: