Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту

Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема является одной из ключевых в музы­кальной педагогике и\психологии. Ведь воспитание артис­тических способностей^ в том числе эмоционально-регуля­тивных способностей владеть собой в момент выступления и \ Сведения о влиянии конкурсной обстановки на психические со­стояния участников приводятся в их психологических характеристи­ках, помещенных в заключении следующего раздела.

268 _______________Бочкарев А. Л. «побеждать» эстрадное волнение — одна их задач в формиро­вании пригодности к исполнительской деятельности. «Форми­ровать исполнителя, — подчеркивает Г. П. Прокофьев, это значит формировать умения и личностные качества, необходи­мые для человека, деятельность которого предполагает неодно­кратные ответственные выступления на эстраде» [244, с. 445]. Таким образом, проблема «эстрадного волнения» связана с исследованием исполнительских способностей, а последняя, в свою очередь — с изучением пригодности к исполнительской деятельности. Практика музыкального исполнительства свидетельствует о том, что многие прекрасные музыканты вынуждены были отказаться от эстрадных выступлений из-за отсутствия спо­собностей управлять своими сценическими эмоциями. Каковы же причины возникновения «эстрадного волнения»? «Эстрадное волнение», во-первых, является разновидностью эмоциональных состояний. По мнению большинства авторов, все внешние воздействия на человека, вызывающие комплекс негативных эмоций, понижающих оперативные возможности индивида, могут быть объединены под термином «стресс», хотя в литературе содержатся факты, свидетельствующие и о повы­шении качества работы в стрессовых условиях [56, 314, 325]. Является ли деятельность музыканта-исполнителя стрессовой? Как свидетельствуют приведённые выше примеры, одна и та же обстановка может оказывать неодинаковое влияние на психические состояния человека (так, конкурсная атмосфера травмировала одних исполнителей и вдохновляла других). Отечественные специалисты в области психологии эмоций вопреки представлениям западных ученых1 считают, что эмо-циогенные факторы-стрессоры всегда преломляются сквозь призму личностных особенностей — экстремальная ситуация, являясь «объективно стрессовой» для одного индивидуума, не является таковой для другого [210]. Этс/ положение примени­мо к исследованию психических состоянии человека в любых видах деятельности, в том числе к рассматриваемой проблеме «эстрадного волнения» музыкантов-исполнителей. 1 Обобщая противоречивые позиции западных исследователей, М. А. Арнольд определяет стресс одновременно как «сверхнормаль­ные (для всех — курсив наш — Л. Б.) условия деятельности» и как «сверхнормальные реакции организма в ответ на внешние воздейст­вия» [356].

\ Музыкально-исполнительская деятельность_______________269 Безусловно, эстрадная обстановка не всегда и не для всех музыкантов является стрессовой, вызывающей «эстрадное вол­нение» разрушающего характера. Проанализируем психологические причины «эстрадного вол­нения» на материале экспериментальных исследований, про­веденных на международных конкурсах, в Российской Ака­демии музыки им. Гнесиных, в ходе которых использовался арсенал средств современной психологии и психофизиологии1. В соответствии с концепцией Б. Г. Ананьева [18] о человеке как индивиде, личности и субъекте деятельности можно выделить три группы внутренних детерминант психических состояний: 1. Функциональные, обусловленные особенностями психо­физиологической реактивности, нейродинамики, темперамента. 2. Мотивационные и характерологические, связанные с развитием личности (потребности, притязания, отношения, идеалы, установки, ценностные ориентации, вкусы, характер, склонности и др.). 3. Операционные — производные деятельности, труда (уровень мастерства и развития специальных способностей2, опыт, трениро­ванность, подготовленность) — см. с. 93 настоящей книги. Одну из главных причин эстрадного волнения, связанных с операционным компонентом состояния, очень удачно выразил Н. А. Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степе­ни подготовки [215, с. 233]. Действительно, предконцертная уверенность всегда находится в прямой зависимости от степе­ни тренированности, навыков, уровня подготовки. Польский пианист И. Падеревский подчеркивает, что при­чиной концертного волнения может быть «чувство ненадежно­сти из-за одного невыученного отрывка или даже одной фра­зы» [111, с. 124], которое создает состояние тревожности, от­рицательную психологическую доминанту. Многие исследователи связывают эстрадное волнение с не­достаточной уверенностью исполнителей (особенно пианистов) в безотказной работе памяти [14, 33, 128, 149, 269, 350]. Все выдвигаемые положения иллюстрируются материалами психологических характеристик испытуемых, приведенных в заклю­чении раздела — это потребует от читателя в первую очередь озна­комления с ними. Способности рассматриваются психологами в контексте функ­циональном (задатки), мотивационном (склонности) и операционном (их специализация) и др. — см. с. 73, 277 настоящей книги.художественное вос­приятие — это не пассивное созерцание художественного со­держания и его интерпретации, это активная интеллектуаль­но-эмоциональная переработка увиденного, услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентация-ми, отношением воспринимающегоПри таком понимании знаковая сфера музыки обозначает предметно-духовную содержательность, являющуюся сплавом «внешней» предметности, заложенной в самой ткани произведения и внут­ренних состояний субъекта музыкальной деятельности, отра­жающего музыку в соответствии с социально-эстетическими ценностями и оценками. Адекватное восприятие музыки требует специальной организации музыкально-перцептивной деятель­ности, наличия состояния психической готовности к акту ху­дожественного переживания. Конгениальность музыкальных переживаний композитора, исполнителя, слушателя обусловлена единой аксиологической основой искусства звуков, а также свойствами музыкального языкаМузыкально-слуховая деятельность является общей по от­ношению к таким частым видам деятельности, как компози­торская, исполнительская, слушательская [290]. Главной особенностью музыкально-слуховой деятельности является ее субъективное начало: «объективное должно вы­ступить в субъективной форме — в виде субъективных музы-

_90_______________________________Бочкарев А. А. кальных впечатлений, чувств, образов (т. е. в особой, вырази­тельной для субъекта, значимой форме), прежде чем окажется возможной музыкальная деятельность как реальность взаимо­действия субъекта и объекта, индивида и музыки» [290, с. 57]. Образно-чувственное, эмоциональное, субъективное начало является сущностью этой деятельности, необходимым услови­ем ее процессуального развертывания.. Согласно нашей гипотезе, музыкальное переживание де­терминировано действием трех механизмов — функциональ­ных, мотивационных, операционных, отражающих природу человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Функциональные механизмы связаны с системой генетиче­ски обусловленных онтогенетических свойств слуха, мотори-ки, обеспечивающих уровень адекватного отражения сенсор­ных характеристик музыки. Операционные механизмы представляют собой сформиро­ванную в процессе деятельности систему перцептивных, мне-мических, интеллектуальных действий (в том числе слухораз-личительных, вокально-интонационных, прогностических, иден­тифицирующих и др.). Операционные механизмы обеспечивают перевод (аудиализацию) образов любой модальности в слухо­вые-музыкальные (например, в композиторской деятельности) и сигнификацию их в специфической системе эмоциональных образов музыкальной интонации. Способы взаимосвязи операционных и функциональных механизмов как на перцептивном (восприятие), так и на ап­перцептивном (представление) уровнях определяются мотива-ционными факторами. Последовательно развертывающаяся система художествен­но-эстетической мотивации, отражающая функциональную структуру музыки как вида искусства, детерминирует направ­ленность, избирательность, эмоциональную организацию «прис­трастного» процесса музыкального переживания. 270_______________________________Бочкарев А. Л. С. Савшинский верно подчеркивает, что причиной «рани­мости» памяти в условиях публичного выступления может быть эстрадное волнение, усиливающее «боязнь забыть», с другой стороны, недостаточный уровень развития памяти неблаго­приятно влияет на психическое состояние ^исполнителя на эст­раде [345]. А. П. Щапов справедливо отмечает, что «разрушаю­ще действует на творческую настройку именно состояние бес­покойства и неуверенности, а не только шероховатости игры, которых при хорошей мобилизованности внимания может да­же и не быть» [345, с. 232]. Выявить причины возникновения того или иного неблаго­приятного психического состояния можно лишь на основе анализа конкретного индивидуального случая. Предконцертное волнение, связанное с недостаточным уро­внем подготовленности, может свидетельствовать о наличии психического состояния тревоги, которое, по мнению боль­шинства ученых, детерминировано возможными или вероят­ными неприятностями, неожиданностью, изменениями в при­вычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, же­лательного и выражается в специфических переживаниях и реакциях (страх, нарушение покоя). Н. Д. Левитов [174] отмечает, что как и всякое психическое состояние, состояние беспокойства, тревоги сложно и только ус­ловно, по преобладающему компоненту может быть охарактеризо­вано как эмоциональное. Необходимо учитывать особенности си­туаций, вызывающих его, а также внешних и внутренних прояв­лений, существенным образом влияющих на поведение человека. У одних исполнителей состояние тревоги, являясь ситуа­тивным, обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством личности, у третьих вызвано неблагоприятным физическим состоянием. Зависимость психического состояния от физического очень ярко проявляется, например, в деятельности вокалиста, инст­румент которого — голос подвержен в равной степени влия­нию как физических, так и психологических факторов. «Очень важно всегда учитывать функциональное состояние ученика: совсем немного простудился, небольшой насморк, набухла слизистая оболочка в носоглотке — это равноценно тому, что поставили мягкую мебель в комнате — голос звучит глухо и будет травмировать певца на сцене. Менструация у девушек, супружеские взаимоотношения — все это имеет также самое непосредственное отношение к психическому сос-

Музыкально-исполнительская деятельность_____________271 трянию на эстрада Педагогу нужно глубоко знать личность ученика, его физиологию и тот ситуативный фон, на котором нужно в данный дюмент вызвать желательное психическое состояние» (проф. Г} Г. Аден). Взаимосвязи и степени взаимовлияния физического (сома­тического) и психического состояний очень многообразны и сложны. Незначительные отрицательные изменения в физиче­ском самочувствии мгновенно ухудшают психическое состоя­ние и наоборот. Болезненные же соматические нарушения приводят к резкому расстройству нормального эмоционального тонуса человека. В медицинской психологии выделяют так называемые со-матогбнии и психогений. Соматогении — это патологические изменения в психике, обусловленные соматическими причи­нами. Напротив, психогении — это болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов. Термины «соматогенный» и «психогенный», то есть обус­ловленный действием телесных или психических причин, при­менимы не только по отношению к патологии, но и к норме. Отрицательные изменения в психическом состоянии могут быть вызваны как соматогенными, так и психогенными фак­торами. Более того, психогенные и соматогенные факторы тес­но взаимосвязаны и взаимообусловлены, оказывая совместное влияние на психическое состояние. Так, у испытуемого Т. В. (см. с. 292 настоящей книги) эрит-рофобия возникла психогенным путем по механизму образова­ния условного рефлекса высшего порядка. Затем, будучи устой­чиво сформированным в ситуациях общения и концертного вы­ступления, этот рефлекс, являясь уже соматогенным фактором, вызывал значительное ухудшение психического и физического состояния, в том числе и в условиях публичных выступлений. Приведем другой пример: испытуемый Ю. Л., духовик пе­ред выходом на сцену имел обыкновение «стимулировать» деятельность своей дыхательной системы и амбушюра, ис­пользуя обонятельные ощущения, в боковом кармане его кон­цертного костюма всегда была корочка лимона. Перед выступ­лением на втором туре международного конкурса «Пражская весна» он обнаружил, что забыл лимон в гостинице. Попытки 1 Во многих случаях «эстрадного волнения» возникают патологи­ческие изменения в психическом состоянии исполнителей (см., нап­ример, психологическую характеристику испытуемых Т. В. или Л. Т.).

272__________________________,___Бочкарев Л. Л. заменить его «спасительное средство» чем-то другим, успокоить расстроенного исполнителя ни к чему не привели. Его состоя­ние резко ухудшилось, появилось ощущейие сухости во рту, дыхательные спазмы. Выступление его б^Лло крайне неудач­ным, что сам исполнитель объясняет «отсутствием лимонной корочки в кармане»., Безусловно, причина заключалась не в отсутствии стимуля­тора, который кроме того в течение 10 лет для исполнителя был и своеобразным концертным талисманом, а в психогенном на­рушении состояния амбушюра и дыхательной системы, которое в свою очередь привело к резкому ухудшению эмоционального состояния (исполнитель даже пытался отказаться играть). Одна из студенток фортепианного факультета, четыре раза державшая вступительные экзамены в Московскую консервато­рию, в течение первых лет учебы не могла успешно выступать в зале, в котором неудовлетворительно играла в качестве абиту­риентки. Этот зал вызывал у нее не только неприятные воспо­минания, но и патологическое изменение в физическом и пси­хическом состоянии (усиливался тремор — дрожание рук, появ­лялась тахикардия и даже приступообразное нарушение коор­динации движений всего тела. Так же, как и у испытуемого Т. В., у студентки вначале психогенно был сформирован отри­цательный «рефлекс на зал», который, закрепившись, стал со­матогенной причиной нарушений в эмоциональном состоянии. Психогенные и соматогенные факторы могут привести и к более тяжелым последствиям. В медицине, например, известно болезненное состояние «иатрогения», вызываемое неосторож­ными словами врача. В. Н. Мясищев предложил использовать родственный термин и в педагогике — «дидактогению», то есть психогенно возникающие изменения в состоянии учени­ка, вызванные неосторожными словами или действиями обу­чающего. Так, после выступления на концерте начинающей певицы ее неудачу преподаватель по специальности оценил одной лишь фразой, сказанной резким, императивным тоном «как ты пло­хо пела»», после чего у студентки пропал голос, который с трудом удалось восстановить с помощью психотерапевта. Проявлением дидактогении является и приводимый в пси­хологической характеристике Т. В. экстраординарный случай потери сознания на уроке. Бесспорно, психогении, соматогении образуются легче на фоне ослабленной нервной организации, благоприятствующих

Музыкально-исполнительская деятельность____________273 болезненных проявлений у человека, как впрочем, и все реф­лекторные «новообразования». Скорости и быстроте их фор­мирования способствует слабый тип нервной системы (напри­мер, у Т. В.). Вот почему педагогу необходимо глубоко разбираться не только в вопросах психологии, но и знать некоторые разделы психофизиологии, медицинской деонтологии, для того, чтобы в случае необходимости обратиться за помощью к специалистам. Однако оставим в стороне факторы функциональные, кото­рые являются все же предметом специального внимания ме­диков, и факторы операционные, интересующие в большей степени методистов, и сконцентрируем основное внимание на собственно психологических — личностных детерминантах эстрадного волнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: