Многие исследователи, теоретики и практики PR видят различия между рекламой и PR в следующем:
1. Основной целью рекламы является побуждение покупателя к совершению покупки, а PR ориентирован на управление имиджем.
2. Объектом рекламы является товар, а объектом PR является идеология, мировоззрение, ценности, установки.
3. Реклама кратковременна, а PR рассчитан на формирование доверия в течение длительного срока.
4. Реклама однозначна и прямолинейна, говорит о том, что данный товар лучше, а PR рассказывает о товаре, разъясняет и аргументирует.
5. Реклама нередко менее эффективна, чем PR, поскольку PR предлагает своими глазами увидеть то, что есть на самом деле, а не просто восхваляет тот или иной товар.
6. Реклама всегда является платной, а PR ориентирован на поиск таких материалов, которые заинтересуют журналистов и не потребуют оплаты их публикации.
7. Реклама ориентирована на побуждение к действию, а PR на установление сотрудничества. 3
В то время как реклама доставляет до потенциального потребителя концепцию товара (разрабатываемую и предлагаемую товаропроизводителем совокупность полезных качеств, представленных в товаре на основе точки зрения и системе ценностей потребителя), действуя на потребительскую аудиторию на прямую от лица товаропроизводителя, PR – подготавливает целевую аудиторию к концепции нового товара и корректирует позиционирование этого товара (место товара в умственной классификации потребителя), формирует гармонию между концепцией товара и его позиционированием, действуя на потребительскую аудиторию изнутри, через общественное мнение. В этом заключается суть и различия рекламных и PR технологий.
В конечном итоге реклама и PR, являясь составляющими комплекса продвижения товара, подчиняются стратегии продвижения и направлены на достижение целей маркетинга товаропроизводителя в частности и его корпоративных целей, в общем.
Рассмотрим цели и задачи рекламы и PR.
Цели и задачи рекламы:
1. дать возможность потенциальному потребителю узнать о существовании товара;
2. познакомить его с потребительскими характеристиками товара;
3. убедить потребителя в необходимости обладания этим товаром;
4. пробудить желание потребителя обладать этим товаром;
5. приобрести его.
Цель PR:
1. создание внешней и внутренней социально-психологической среды, благоприятной для успеха организации;
2. налаживание или поддержание взаимовыгодных, гармоничных связей, взаимного понимания и доброжелательности между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача;
Задачи PR:
3. оценка отношений организации с общественностью;
4. выявление зоны совмещения и согласования интересов организации и общественности;
5. формирование взаимопонимания и установления взаимоотношений между организацией и окружающей ее аудиторией путем коммуникации, предусматривающей наличие обратной связи.
Из анализа целей и задач рекламы и PR видно, что реклама является тактическим инструментом продвижения, а PR – стратегическим инструментом продвижения.