Раздел 1.2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, цели и общие требования к рекламе.
Классификация видов рекламы.
Схема рекламной коммуникации
Раздел 1.1. Основные понятия.
Введение
Тема 1. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
Лекция 1.
Реклама является одним из элементов маркетинговых коммуникаций. В данной теме рассматриваются базовые понятия, место и роль рекламы в маркетинговых коммуникациях, связь с PR, классификация рекламы и другие вопросы, позволяющие раскрыть сущность рекламы как одной из форм массовой коммуникации.
Цели изучения раздела.
Освоение основной терминологии, применяемой специалистами при рассмотрении рекламы в коммуникационном процессе.
Рассмотрение роли и места рекламы в коммуникационном процессе требует освоения основных понятий. Среди них «маркетинговые коммуникации». Под ними понимается «передача покупателю (целевой аудитории) своей информации, состоящей из нескольких элементов – рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта, личных продаж, прямого маркетинга и др.
Интеграция маркетинговых коммуникаций предполагает, что рекламодатель будет проводить медиапланирование и реагировать на рыночные изменения настолько быстро, что будет присутствовать тенденция к объединению всех процессов вместе.
Термин «коммуникации» (от лат. communicatio – связываю, делаю общим)
используется с начала ХХ века. В современной трактовке к оммуникация – это
передача информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиен-
ту) посредством определенного канала.
Выделяют следующие виды коммуникаций:
• по степени задействования речи (вербальная, невербальная, смешанная;)
• по степени применения различных знаковых систем (устная, письменная,
печатная, символическая);
• по количеству участников (межличностная, групповая, организационная,
массовая).
фильтры фильтры
отправитель → кодирование → посредник → канал передачи → получатель
п о м е х и
←обратная связь←
1. Отправитель (адресат, коммуникатор) – сторона, от имени которой посы-
лается адресату рекламное обращение.
2. Кодирование – элемент рекламной коммуникации; процесс представления
идеи обращения в символической форме.
3. Рекламное обращение – набор символов и тексты, передаваемые рекламо-
дателем получателю рекламного обращения.
4. Коммуникатор – лицо или фирма, которое осуществляет рекламную ком-
муникацию, источник информации.
5. Коммуникационный канал – канал продвижения информации на рынок и в
общество.
6. Фильтры (барьеры) – различные ограничения, затрудняющие процесс
коммуникации.
7. Получатель (реципиент) - конкретные люди (целевая аудитория) которым
изначально была предназначена реклама.
8. Обратная связь – ответная реакция, которую получатель доводит до све-
дения отправителя.
9. Помехи (шумы) – незапланированные искажения при вмешательстве в
процесс коммуникации факторов внешней среды.
Рекламная коммуникация принципиально ничем не отличается от других
видов коммуникации, ее специфические черты в значительной мере определя-
ются функциональным назначением рекламы: воздействуя на потребителя, ре-
шать конкретные коммерческие задачи отправителя.
Понятие «реклама». Буквально означает кричать, выкрикивать, является одной из форм маркетинговых коммуникаций. В узком смысле слова реклама – это платное однонаправленное и не личное обращение, осуществляемое через средства массовой информации в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, кандидата. Реклама – это сообщение, предназначенное для определенной группы людей, оплаченное конкретным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к конкретным, желательным для заказчика действиям.
Международная торговая палата определяет рекламу как «…неличное, многообразное представление на рынке товаров, услуг и коммерческих идей четко установленных заказчиком, который оплачивает носителю (средству распространения рекламы) стоимость доведения своего сообщения, в отличие от популяризации, при которой услуги, средства распространения информации не оплачиваются, а заказчик необязательно известен».
Большинство специалистов используют понятие реклама, содержащееся в ФЗ от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», где ее сущность определяется следующим образом; «Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний»
Ефстафьев В.А. И Ясонов В.Н. определяют рекламу как «особый тип коммуникации, где транслируемые знания, нормы и ценности введены в систему творческих координат, как суперпозицию маркетинговых и информационных коммуникаций». Практически все сходятся во мнении, что реклама – это один из способов продвижения продукта на рынке. Она существует, чтобы привлечь внимание потребителей к товару, услуге или лицу.
Реклама как коммуникация. Она является ответвлением массовой коммуникации, в русле которой создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужному рекламодателю выбору и поступку. Филипп Котлер определяет рекламу как неличные формы коммуникации.
Реклама как процесс. Рекламу можно рассматривать как процесс информирования населения о товаре, ознакомления с ним, убеждения в необходимости его покупки.
Реклама как сообщение. В словаре С.И.Ожегова с этой точки зрения реклама определяется как «оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей».
Наличие такого многообразия определений рекламы свидетельствует о сложности этого феномена в массовой коммуникации.
Реклама реализуется в ходе рекламной кампании. Рекламная кампания – это комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых рекламодателем с привлечением одного или нескольких рекламных агентств, с использованием различных видов рекламы и средств распространения.
Рекламные агентства. Рекламное агентство представляет независимую организацию, которая специализируется на разработке и подготовке планов рекламной деятельности, различных видов рекламы и ее сопровождения.
Рекламный рынок – это рынок, на котором сосредотачивают свою деятельность участники рекламного процесса.
Основными участниками рекламного рынка являются рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, потребители рекламы..
Рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
Рекламопроизводитель – организация или гражданин, осуществляющие производство рекламы путем полного или частичного доведения ее до готовой для размещения (распространения) формы.
Рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в том числе технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами.
Потребитель рекламы – организация или гражданин, до сведения которых реклама доводится.
В настоящее время существует большое количество видов рекламы. Следует
помнить, что любая классификация во многом условна.
В зависимости от назначения рекламу можно классифицировать следующим
образом.
По цели:
• коммерческая
• некоммерческая
политическая – реклама политических партий, объединений, государствен-
ных и общественных организаций, органов государственной власти и т.д.
социальная реклама направлена на достижение благотворительных и иных
общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, об-
щества, граждан.
По территории влияния на аудиторию:
• местная (локальная, в пределах населенного пункта, района);
• региональная (охватывает регион либо часть страны);
• национальная (в пределах государства);
• международная (на территории нескольких государств).
По объекту рекламирования:
товарная (реклама товаров, с целью их продажи);
нетоварная (корпоративная, рекламирование услуг, создание и поддержание
имиджа.
По целевой аудитории:
деловая (бизнес-реклама, направлена на приобретение товара с целью извле-
чения прибыли):
• промышленная (направлена на предприятия и организации, занимающих-
ся снабженческой деятельностью);
• торговая (на розничных и оптовых продавцов);
• сельскохозяйственная (на фермеров, сельхозпредприятия);
• профессиональная (на высококвалифицированных специалистов: юри-
стов, врачей, учителей, архитекторов и т. д.
потребительская (приобретение товара с целью потребления).
По характеру воздействия:
прямая (рассчитана на быстрое ответное действие со стороны покупателя.
Например: объявление магазина о сезонной распродаже, публикации в газете
(купоны) о предоставлении скидок при покупке товара).
непрямая ( имиджевая): реклама направлена на закрепление названия, внеш-
него вида товара, торговой марки в представлении людей. Целью рекламы явля-
ется создание определенного образа (имиджа) рекламируемого объекта. Она не
рассчитана на незамедлительную реакцию потребителя, характеризуется отсут-
ствием конкретных адресных сведений.
Большая часть национальной рекламы, особенно телевизионной - непрямая,
поскольку бессмысленно перечислять список всех торговых точек, в которых
можно купить шоколад "Марс", или всех дилеров, продающих автомобили
"Тайота".
По интенсивности воздействия:
агрессивная (оказывает психологическое давление на покупателя, побуждая
к совершению покупки);
неагрессивная (передает информацию о товаре, создает благоприятное впе-
чатление).
По форме проявления:
я вная (открыто предлагает купить товар, утверждает репутацию фирмы,
предлагает воспользоваться услугой);
скрытая (не содержит прямых призывов к покупке товара, пользования ус-
лугой).
По соответствию рекламному законодательству:
законная;
незаконная.
По средствам распространения:
Наружная: рекламные щиты, транспаранты, растяжки; световые и фирмен-
ные вывески, электронные табло, экраны, указатели; оконные витрины, реклам-
но-информационное оформление фасадов, крышные и кинематические установ-
ки; реклама на остановках муниципального транспорта, тумбы, стелы.
Реклама в прессе: объявления, статьи, обзоры и т. д..
Печатная реклама: каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки, афи-
ши, календари, открытки.
Телевизионная реклама: телефильмы, ролики, заставки, репортажи.
Радиореклама: объявления, радиожурналы, радиопередачи и т.д.
Выставки: международные, национальные; периодические, постоянно дей-
ствующие.
Прямая почтовая рассылка: письма, материалы.
Компьютерная реклама: информация, баннеры, самовыскакивающие окна.
Известный французский теоретик рекламы Арманд Дейян предлагал подраз-
делять рекламу на рациональную (предметную) и эмоциональную (ассоциатив-
ную).
Предметная реклама стремится убедить покупателя, обращаясь к его разу-
му. Основное средство этой рекламы – слово. Иллюстрация призвана лишь под-
крепить вербальную информацию.
Ассоциативная реклама обращается к эмоциональному началу человека,
его чувственному восприятию, к подсознанию, «воскрешает» в памяти человека
его прошлый чувственный опыт, фантазии (в том числе и сексуальные). Инфор-
мация в ассоциативный рекламе подается в невербальной форме (изображение,
звук).
Основными видами рекламы является товарная и престижная.
Товарная – направлена на формирование и стимулирование спроса на товар. Она содержит информацию для потребителя о свойствах и достоинствах товара, побуждает интерес к нему. Товары делятся на две группы: индивидуального и производственного назначения. На решение о покупке товара индивидуального назначения оказывает влияние эмоциональное состояние покупателя. Для успешной деятельности организаций, выпускающих эти товары, необходимо хорошее осведомление покупателей о свойствах предлагаемых товаров. Поэтому необходимы широкомасштабные рекламные кампании.
Товары производственного назначения направлены на дальнейшее использование в процессе производства. Для товаров производственного назначения основную роль иноает содержательность текста, информированность.
Престижная реклама. Престижная реклама представляет собой рекламу достоинств организаций, выгодно отличающих ее от конкурентов. К наиболле распространенным способам осуществления престижной рекламы относятся:
- публикации в специальных журналах;
- организация пресс-конференций с приглашением СМИ;
- распространение собственной печатной продукции;
- участие в благотворительных акциях.
Основным критерием престижа для компании является корпоративная социальная ответственность (КСО).
Исходя из стадии жизненного цикла товара, выделяют информативную, напоминающую и увещевательную рекламу.
В зависимости от стратегии осуществления на разных рынках сбыта бывает однородная и неоднородная реклама.
Однородная реклама на разных рынках сбыта одна и та же.
Средства, расходуемые на рекламу. Превентивная реклама – это реклама, на которую расходуется больше средств, чем оптимально обусловлено. Ее основная цель –подорвать позиции конкурентов.
По каналам распространения выделяют прямую рекламу и рекламу с использованием безличных средств массовой информации. К прямой рекламе относят распространение рекламного сообщения, которое нацелено на определенных людей. Безличные каналы распространения предусматривают распространение рекламного сообщения через СМИ. В рекламе не разрешается обман покупателей, недостоверное их информирование. Это называется ненадлежащая реклама.
Цели изучения раздела.
Выявление элементов системы маркетинговых коммуникаций, роли и места рекламы в них; определение целей и требований к рекламе.
Система маркетинговых коммуникаций (СМК) - единый комплекс, кото-
рый объединяет участников, каналы и методы коммуникаций.
В систему маркетинговых коммуникаций входят следующие компоненты.
• связи с общественностью – - управленческая функция по созданию и
поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественно-
стью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача этой органи-
зации;
• паблисити – стимулирование спроса на продукт посредством использо-
вания средств массовой информации, которые не оплачиваются спонсором, так
как данная информация и так представляет ценность для журналистов;
• стимулирование сбыта – система определенных приемов, которые носят
кратковременный характер и направлены на прямое убеждение, в основе которо-
го в основном лежат внешние выгоды, а не характеристики самого продукта;
• личная продажа – деятельность, основанная на работе с индивидуаль-
ным потребителем, где производитель принимает непосредственное участие в
распространении нужной для него информации;
• реклама. Любой этап маркетинговой деятельности фирмы имеет прямую или косвенную связь с ее рекламной деятельностью.
Главной задачей рыночного маркетинга является обеспечение максимально
возможного сбыта произведенной продукции, и реклама является одним из инст-
рументов для этого. Как и любой другой элемент, она в конечном итоге работает
на формирование спроса и стимулирование сбыта.
Таким образом, основная цель рекламы в комплексе маркетинговых комму-
никаций состоит в информировании потребителя о качестве, свойствах и дру-
гих характеристиках продукта.
Рассмотрим сущностные характеристики рекламы как таковой:
• передача некоей информации (коммуникация);
• направлена не на конкретного человека, а на определенную часть населе-
ния, выделенную по тому или иному признаку;
• реклама - это оплаченная передача информации;
• реклама распространяется через средства передачи информации – рекла-
моносители;
• реклама как вид коммуникации имеет своей целью оказание влияния на
целевую аудиторию;
• реклама позволяет идентифицировать рекламодателя.