Вполне может оказаться, что анализ сегментов книжного рынка покажет возможности для издательства работать на нескольких сегментах. В таком случае возникает проблема выбора.
При поиске решения можно использовать три стратегии охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг.
Недифференцированный маркетинг. Суть его заключается в изготовлении товара, ориентированного на массового потребителя, на массового читателя. Такой подход весьма экономичен, поскольку невысоки издержки по производству и реализации, а также по рекламе и маркетингу.
Дифференцированный маркетинг. В этом случае издательство выступает одновременно на нескольких сегментах и для каждого формирует самостоятельную издательскую программу.
Концентрированный маркетинг. Этот вариант выбирают, как правило, средние и малые издательства, когда они концентрируют свои усилия на относительно узком видовом, целевом или тематическом рынке технической или медицинской, учебной или компьютерной литературы.
|
|
Позиционирование книги на рынке
Говоря о позиционировании, мы имеем в виду обеспечение книге отличного от других книг, присущего только этой, конкретной книге, места на рынке. Фактически речь идет о формировании отдельной ниши для конкретного издания в сознании покупателя. Отсюда значение позиционирования в маркетинговой деятельности издательства.
Позиционирование книги использует прежде всего такие ее атрибуты, как название, формат, переплет, художественное оформление самой книги или суперобложки, текст на ее клапанах, цена. В совокупности они должны привлекать внимание покупателя, обеспечивать эффект узнавания, выделения книги из общего ряда, побуждать потенциального потребителя к покупке книги. И если все это выстроено правильно и срабатывает, то те характеристики книги, которые отличают ее от других книг, воспринимаются покупателями как ее уникальные достоинства.
Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров в издательстве.
Предприниматель, вкладывающий средства в издание без предварительных маркетинговых исследований, не имеющий собственной маркетинговой стратегии, скорее всего, обречен на неудачу в книжном бизнесе.
Маркетинговые исследования позволяют выявить факторы конкурентоспособности издательства, к которым относятся:
- широта ассортимента (универсальное издательство);
- глубина ассортимента (специализированное издательство);
- узнаваемость (серийность);
- ценовая политика (соответствие цены платежеспособности целевой группы);
- многовариантность каналов распространения;
- реклама;
- соответствие качества книги и цены;
- оптимальное соотношение тиража и цены;
- наличие долговременной издательской программы (издательского портфеля, так как основа деятельности издательства - интеллектуальная собственность);
- эффективные каналы распространения;
- квалификация редакторов и менеджеров по сбыту;
- наличие маркетинговых исследований.
Система связей издательской фирмы с торговлей определяет совокупность трансакций, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы по ассортименту. Главный финансовый риск берет на себя издатель-предприниматель, поэтому издательский маркетинг имеет определяющее значение для успеха всего книжного дела.
|
|
Компоненты книготоргового маркетинга-микс отличаются от издательских. Например, для книжного магазина значимы следующие факторы конкурентоспособности:
- месторасположение магазина;
- транспортная доступность магазина;
- социально-экономическая характеристика микрорайона, в котором находится магазин;
- торговая площадь магазина;
- широта ассортимента;
- полнота ассортимента по отдельным разделам;
- скорость обновления ассортимента;
- наличие книг прошлых лет изданий;
- квалификация персонала торгового зала;
- «дружественный интерфейс» с покупателями;
- мерчендайзинг;
- уровень цен и скидок;
- информационные технологии;
- реклама;
- дополнительные услуги;
- активное использование результатов маркетинговых исследований.
Составной частью всего маркетинга является система маркетинговых коммуникаций, важнейший компонент которых - реклама.
Маркетинговые исследования подразделяются на исследование внешней и внутренней среды фирмы. Одним из наиболее распространенных методов оценки внешней среды, факторов конкурентоспособности являются методы SWOT-анализа, метод БКГ и ряд других, которые достаточно подробно излагаются в курсе маркетинга. Изучение потребителя строится на проведении опросов, составление и проведение которых требует тщательной подготовки. Внутренняя среда фирмы исследуется комплексным маркетинговым аудитом экономико-статистических данных фирмы в разрезе ассортимента и потребительских групп.