1. Особенности восточного и античного рабства и их отражение в учениях мыслителей и документах того времени.
2. Роль государства в организации и управлении хозяйством
в разных древних источниках.
3. Отношение к частной собственности в условиях восточного
и античного рабства.
4. Отношение к труду как источнику богатства в период Древнего мира и Средневековья.
5. Отношение к ростовщикам и купцам в разных странах в период Древнего мира и Средневековья.
6. Отношение к деньгам в разных странах в период Древнего мира и Средневековья.
7. Отношение к рабам в ранний и поздний периоды рабовладельческого строя.
В произведениях мыслителей Древней Азии описывается и отстаивается азиатский способ производства,сочетающий в себе феодализм и рабовладение.
Мыслители Древней Греции и Древнего Рима в своих произведениях в эпоху классического рабовладения защищали натуральное хозяйство, основанное на рабском труде.
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. - странах Европы.
|
|
Существенной особенностью экономической мысли рассматриваемого периода является ее сугубо богословский характер. Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей Средневековья.
Контрольные вопросы
1. О чем свидетельствовала мелочная регламентация развития товарно-денежных отношений в Законах Хаммурапи?
2. Какие основные источники государственных доходов указываются в трактате «Артхашастра»?
3. В чем сущность теории естественного права Конфуция?
4. Какие цели преследовал Шан Ян (представитель «легистов»), проводя в 400-338 гг. до н. э. реформу территориально-административного деления в Китае?
5. Что предусматривали меры по «усилению земледелия» в трактате «Гуань-цзы»?
6. Кто, по идеям Платона, должен стоять во главе идеального государства и почему им запрещено обладать частной собствен-ностью?
7. Почему Аристотеля часто называют первым экономистом
в истории науки?
8. Что Аристотель понимал под хрематистикой?
9. Когда деньги, по Аристотелю, выступают как представители неистинного богатства?
10. Что объединяло учения Катона, Варрона и Колумеллы?
11. В чем взгляды Колумеллы существенно отличались от взглядов Катона и Варрона по вопросу об эффективности рабского труда?
12. Почему Гай Плиний Старший считал, что латифундии погубят Рим?
13. Что, по мнению Ибн Хальдуна, может многократно приумножить национальное богатство?
14. Две точки зрения Фомы Аквинского на справедливую цену.