Тема 1: Финансово-кредитная система накануне реформы Петра I

В период формирования Московского государства в 14-15 веках главным финансовым институтом и единственным финансовым законодателем был Великий князь. Наместники и волостели не имели большой финансовой компетенции. Князь устанавливал для вас систему КОРМЛЕНИЙ- некое подобие натурального налога с подвластной территории, и на этом финансовое воздействие на область и волость завершалось.

Половину «ПРИБЫТКОВ» от кормлений, торговых, судебных и свадебных пошлин наместники отдавали князю. Остальное шло на нужды подвластных территорий. Помощники наместников и волостей по финансовым делам назывались ПОШЛИННИКАМИ, ПЯТЕНЩИКАМИ (взимали пошлину с продажи лошадей и ставили клейма «пятна»), продолжали существовать ДАНЩИКИ (сборщики дани) и МЫТНИКИ (сборщики проезжей пошлины).

К 15-16 векам относится новый период формирования денежной системы Московского государства. Конкурирующими центрами денежно-кредитных отношений становится Новгород и Москва.

Московский рубль равняется 100 гривнам или 200 деньгам- московкам.

В Новгороде появляется рубль, равный 100 копейкам.

В 20-е годы 15 века в Новгороде и Пскове заменяют весовую гривну (кун) чеканной монетой. На Руси долго сохраняется натуральный «корм» областным правителям и чиновникам. Лишь в 15 веке начинается постепенная замена натурального «корма» должных лиц денежными выплатами. К концу века начали переходить на денежный оброк. Н. Рожков на примере Саввин- Сторожевского монастыря рассчитал, что крестьянин отдавал землевладельцу и государству менее половины своего валового дохода (в денежной форме), что позволяло самому крестьянину нормально воспроизводить свое хозяйство.

В 16 веке как и вся Европа испытала на себе катаклизмы первого финансового кризиса, связанного с «революцией цен».

Дешевое американское золото, хлынувшее в Европу, внесло много изменений в кредитно-финансовую систему. Инфляция, падение фиксированных рентных доходов земельной аристократии и реальных доходов крестьян и работных людей, кризис хрупкой кредитной системы- вот последствия этого явления на Руси. К 30-м годам 16 века покупательная способность рубля понизилась по сравнению с концом 15 века на 25%, к концу 16 века на 15%. При Иване IV правительство было вынуждено провести в 1535 году денежную реформу, образовав по существу, единую денежную систему всего Московского государства.

В 1537 году правительство создало центральное финансовое ведомство – Казну. В 40-х годах 16 века была осуществлена общая перепись населения и установлена ЕДИНАЯ ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОКЛАДНАЯ ЕДИНИЦА- СОХА. Соха- это примерно 400 десятин в служивых землях и 300 в монастырских и церковных.

Во второй половине 16 века были созданы новые центральные финансовые учреждения – БОЛЬШОЙ ПРИХОД, ведавший централизованными финансами и ЧЕТВЕРТИ (Чети), ведавшие финансами местными, а также РАЗРЯД, ведавший денежными сборами, введенными взамен кормлений.

В конце века работа новых финансовых учреждений позволила лишить вотчинников их финансового имущества: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства. 17 век принес стране новые финансовые трудности, связанные с голодом 1601-1603 годов и Смутным временем, но и обновление всей финансовой системы. Взойдя на престол, Михаил Романов вводит новые налоги: ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ (на содержание почтовой связи), «ХЛЕБНЫЕ ЗАПАСЫ РАТНЫМ ЛЮДЯМ НА СОДЕРЖАНИЕ», выросли косвенные налоги (таможенные и кабацкие). При Михаиле Романове функции центральных финансовых ведомств переключаются на ЯМСКОЙ, СТРЕЛЯЦКИЙ и КАЗАНСКИЙ приказы. Казанский приказ ведал денежными средствами, поступающими со всей Сибири.

В течении всего 17 века при чрезвычайных обстоятельствах, а их было много, собирали принудительные долевые налоги (пятая, десятая, двадцатая деньга), впервые примененные по инициативе К. Минина в 1614 году.

В 1620-1632 гг. была проведена очередная налоговая реформа: введено подворное налогообложение вместо поземельного.

1623 год- знаменателен в финансовой истории России; впервые была составлена большая годовая смета- первый российский государственный бюджет.

Однако основной смысл финансовых реформ сводился к одному- увеличить поступления в казну. Это стало национальной традицией России. Войны, армия, госаппарат и двор, наконец, строительство казенных мануфактур- вот собственно и все статьи расхода «бюджета». Никаких социальных программ не было и в помине.

В 1640-е годы начался невероятный рост прямых налогов. В это трудно поверить, но владельческая соха стала платить 1700 руб., тогда как в 16 веке платила 10-20 руб.. Хотя деньги и подешевели вдвое, все равно рост поразителен. Сумма косвенных налогов, поступивших в казну в 1642 году увеличилась по сравнению с 1613 годом в 10 раз. Добавим, что денежные оброки за этот же период выросли в пять раз. И тот факт, что крестьяне и городское тяглое население выдерживало такой налоговый процесс лишний раз показывает, что:

1. В прошлые годы налоговое обложение было вполне по силам основным плательщикам.

2. Резервы непосредственных производителей и торговцев к 1640-м годам не были исчерпаны.

3. Рост налогов ограничивал потребительские возможности трудящегося населения и инвестиционные возможности молодого Российского предпринимательства.

4. В конечном итоге в стране не оставалось простора для развития внутреннего рынка и формирования эффективного спроса.

Налоговая система была сложная. Во второй половине 17 века все налоги делились на окладные (регулярные и нормированные) и неокладные.

окладные неокладные
прямые косвенные
данные оброчные кабацкие таможенные судебные пошлины печатные пошлины экстренные сборы

табл.1

В поисках доходов казна осуществляла различные манипуляции с деньгами, иногда очень раскованные. Так, во второй половине 17 века иностранные монеты- «ЕФИМКИ» принимались в качестве платежного средства исключительно по пониженному курсу по 14 алтын. Потом их переплавляли и чеканили русскую монету на 21 алтын 2 деньги. От этой операции казна получала прибыль 55-60%. В связи с войнами с Польшей и Швецией, казна пыталась выпустить медные деньги, приравняв их к серебряным. Такая операция предусмотрена особым направлением денежной теории под названием НОМИНАЛИЗМ.

Идея заключалась в том, что покупательная способность денег зависит от номинала денежного знака и не связана с внутренней стоимостью денег. Царь Алексей Михайлович провел несколько опытов по упрощению и объединению финансовой администрации. Стрелецкий и Ямской приказы и Четверти были объединены с Большой казной.

В 1654 году организован Счетный приказ- первый в России, контролирующий финансовый орган.

Но правительству пока не удалось создать нормальную банковскую систему европейского образца. В 1678-1679 годах были составлены новые переписные книги и установлен двор для прямого налогообложения. В 1680 году был поставлен бюджет «нормальной» страны. Были установлены три главных налога.

1. Оборочная подать.

2. Стрелецкие деньги.

3. Ямская и полноценная деньга.

(на содержание почтовой связи и выкупа взятых в плен русских воинов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: