1. Анкетирование - представляет собой индивидуальный опрос экспертов, вопросы которого делятся на 3 группы:
-вопросы об эксперте (объективные);
-вопросы по сути проблемы (открытые);
-дополнительные вопросы для обоснования некоторых решений.
2. Интервьюирование - вопросы и ответы проходят в живую, с возможностью выяснения некоторых моментов.
3. Мозговой штурм (5-7 человек) - генерируются все идеи, отсеиваются самые крайние, затем отдельное обсуждение оставшихся.
4. Метод Delphi - цель этого метода при решении сложных проблем предельно устранить субъективный фактор и авторитет окружающих. Для реализации этого метода должны выполняться условия:
-поставленные вопросы должны допускать ответ в виде числа
-ответ на любой вопрос должен быть логически обоснован.
Этапы Delphi:
-подготовительный этап, на котором подбирается состав экспертов по критерию единаличия.
-среди выбранных экспертов проводится анкетирование, статическая обработка ответа.
-нахождение медианы (самый средний вариант) и квартили. Выбор в качестве рабочих решений варианты медианы и двух центральных квартилей;
|
|
-диагностический метод, основанный на знании причинно-следственной связи между явлениями.
-метод "дерево цели" позволяющий в графическом виде изобразить иерархию решения проблемы
-метод анализа иерархий
преимущества: сложные задачи декомпозируются по уровню. Оценка альтернатив производится с точностью до числа на основе принципа попарных сравнений.
ИСТОРИЯ РОССИИ
В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Учебно-методический комплекс
Для студентов
Факультета автоматики и вычислительной техники
Очной формы обучения
НОВОСИБИРСК 2013
Работа выполнена на кафедре Истории и политологии
Новосибирского государственного технического университета
СОСТАВИТЕЛЬ:
СТЕПАНЕНКО Л. В. – КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
КОЛОТКИН М. Н. – ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
Пояснительная записка
Данный учебно-методический комплекс рекомендован для студентов очной формы обучения факультета автоматики и вычислительной техники.
Учебно-методический комплекс включает разного плана формы работ, используемые в учебном процессе. А конкретно:
– рабочую программу, составленную по ГОС второго поколения для соответствующих специальностей факультета автоматики и вычислительной техники;
– лекционный курс, представленный в форме конспекта лекций, с интерпретацией понятийного аппарата, описанием основных исторических событий и выявлением логики исторического процесса;
|
|
– методические ориентиры в раскрытии темы, в которых обозначены конкретные методы изучения исторического процесса (идеографический, анализ, обобщение);
– вопросы для обсуждения на семинарском занятии, которые сфокусированы на рассматриваемом историческом периоде, и позволяют выявить логику развития событий;
– темы рефератов, которые сформулированы с учетом того, что и сами студенты могут предложить свою тему, исходя из личностной мотивации и ориентированности в предмете;
– литературу (новейшая), разножанровая, включающая монографии, периодические издания – статьи специализированных журналов;
– контролирующие материалы – вопросы для экзамена, направленные на выявление зун – знаний о событиях конкретного исторического периода, умений выстраивать логические причинно-следственные связи, навыки владения фактологией;
– балльно-рейтинговая система, утвержденная Научно-методическим центром НГТУ, позволяющая проследить процесс учебной деятельности студентов – степень активности, эрудированности.
Данный Учебно-методический комплекс предложен обучающимся в электронном варианте с целью создания параллельного аудиальному – визуального ряда – в изложении материала.
ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА | |
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС | |
Образование древнерусского государства: генезис, предпосылки, процессы | |
Политическая раздробленность: конец ХI – ХII вв. | |
Возвышение Москвы и объединение русских земель вокруг Москвы: ХIII – VI вв. | |
Правление Ивана IV Грозного | |
Смута в московском государстве (1598 - 1613 гг.) | |
Правление первых представителей династии Романовых | |
ХVIII в.: преемственность преобразований Петра Великого в правлении Елизаветы Петровны и Екатерины Великой | |
Правление Александра I: от либеральных начинаний к установлению "полицейского режима" | |
Время правления Николая I: усиление абсолютизма | |
Реформы Александра II и контрреформы и Александра III | |
Россия на рубеже XIX – XX вв. | |
СССР в предвоенные 1920 – 1930-е гг., во Второй мировой и Великой Отечественной войне | |
Послевоенное восстановление СССР | |
СССР во второй половине ХХ в. | |
Социальные процессы 1990-х гг. | |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ | |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ | |
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА | |
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА |