Методология и методика изучения исторического процесса

Предлагаемый учебно-методический комплекс по Отечественной истории направлен на осуществление учебно-методического сопровождения образовательного процесса в техническом Вузе для студентов технических специальностей факультета автоматики и вычислительной техники.

Дидактический инструментарий данного комплекса включает:

цель – изучение процесса генезиса, построения и развития основ российской государственности, самобытности пути исторического развития;

задачи:

­– анализ исторических событий (исторических фактов и их интерпретации: Марк Твен: «Накопите факты, а исказить их вы всегда успеете»), направленный на выявление причинно-следственных связей в процессе укрепления и развития основ государственности;

– знакомство обучающихся с научно-исследовательской и учебно-методической литературой по Отечественной истории, предполагающее расширение эрудиции, обогащения тезауруса;

– освоение понятийного аппарата (ключевых понятий), связанное с формированием у обучающихся методических и методологических позиций по данному курсу;

– осмысление ключевых проблем развития отечественного государства в исторической ретроспективе, что позволяет извлечь уроки и выводы из прошлого, использовать накопленный положительный социальный опыт на современном этапе;

– осуществление методической подготовки студентов к процедуре тестирования.

Изучение истории Российского государства основано на введении и использовании методики иметодологии исторического знания.

Под методом понимается способ и прием, используемый при рассмотрении исторических событий, формировании понятийного аппарата.

К методам исторического познания относятся:

· источниковедение – изучение источников письменной фиксации (летописей, архивных материалов);

· анализ - изучение исторического процесса на основе выявления причинно-следственных связей; материалов архивного делопроизводства, периодической печати, нормативно-правовых документов, исторической литературы, позволивший представить исторический процесс в целостном контексте;

· синтез - совокупное осмысление исторических событий;

· обобщение - извлечение положительных и отрицательных исторических уроков;

· прогнозирование - определение возможности применения положительного исторического опыта в современных условиях.

Под методологией понимается совокупность способов и приемов раскрытия исторического материала. Основные методологические позиции:

· ретроспективный взгляд предполагает погружение (последовательное проникновение) в историческое прошлое с целью изучения конкретных событий в контексте времени, понимания последующих процессов и выявления закономерностей исторического развития на основе построения причинно-следственных связей;

· историко-генетический подход связан с осмыслением особенностей происхождения (генезиса) основ российской государственности – ориентацией на западноевропейские образцы и поиском самобытного пути развития; анализ происхождения исторических процессов, выявление причинно-следственных связей;

· идеографический подход направлен на формирование навыков описания исторических событий, развитие речевого и мыслительного аппарата обучающихся, их эрудиции;

· проблемно-хронологический подход основан на последовательном выстраивании событий (от этапа к этапу) – хронологии – с выходом на ключевые проблемы исторически конкретного периода (факт, его анализ, интерпретация);

· диахронныйподход предполагает поиск и осмысление преемственных связей либо кардинально новых путей в развитии государственности через временной промежуток;

· сравнительно-сопоставительный подход – изучение исторических событий в сравнении-сопоставлении, в пространстве и во времени, что направлено на осмысление исторического развития по спирали с учетом положительного или отрицательного опыта прошлого на новом историческом витке;

· типологическийподход – классификация исторических событий, в основу которой положены определенные принципы – преемственности государственной политики, кардинального реформирования либо консервативного пути развития;

· системный подход связан с выявлением внутренних механизмов исторического процесса и созданием целостной картины развития российского государства, основанной на выявлении трех важнейших составляющих – экономики, политики, культуры;

· археологический подход – изучающий первобытнообщинный, древний и средневековый вещественные источники и реконструирующий по ним прошлое;

· высшим уровнем исторического познания является научно-теоретический.

Изучение истории основывается на следующих функциях:

· воспитательной – формирование системы ценностных ориентиров на основе изучения широкого исторического материала, мировоззренческое становление подрастающего поколения благодаря погружению в историческое прошлое своего государства, развитие основ гражданственности и патриотизма на ярких исторических примерах;

· познавательной – изучение закономерностей исторического процесса;

· прогностической – предположение дальнейшего пути развития на основе анализа исторического материала и извлечения положительных и отрицательных уроков исторического прошлого: «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее» (Г. В. Лейбниц).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: