Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех
главных на тогдашнем мировом рынке видов промышленной
продукции — чугуна, угля и хлопчатобумажных тканей, то
в 1913 г. она давала только 22% мировой угледобычи, выплавля_
ла 13% мирового чугуна, потребляла 23% мирового хлопка. Из_
менилась мировая торговая политика: все больше стран стало
отходить от политики свободной торговли и возвращалось
к протекционизму, охраняя свою промышленность от конку_
ренции английских товаров.
Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии
отрасли тяжелой промышленности — электротехническая, стале_
литейная, химическая, обгоняя традиционные производства. На_
пример, за 1870—1913 гг. производство чугуна выросло в 1,7 раз,
в то время как выплавка стали — в 38 (но в США и Германии вы_
плавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производ_
ство еще значительно уступало).
Единственно традиционной отраслью тяжелой промышлен_
ности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые тем_
|
|
пы роста, являлось судостроение.
Британский капитализм базировался на колониальной импе_
рии. Английские колонии компенсировали британскому капита_
лу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Ан_
глия оставила далеко позади Америку и Германию.
По причине большого сырьевого и продовольственного им_
порта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассив_
ный характер, но платежный баланс, включающий все виды рас_
четов с другими сторонами, неизменно был активным, благодаря
возрастающим «невидимым доходам» (проценты на капитал,
фрахт, страхование морской торговли и т. д.).
Англия, готовясь к неизбежной схватке с Германией, в нача_
ле XX в. начала осуществлять огромную программу военно_мор_
ского строительства (по принципу два корабля на каждый новый
немецкий), на что уходило до половины расходной части госбю_
джета.