Англия 36 32 2 22 18 14
Франция 12 10 9 8 7 6
Германия 16 13 13 14 16 16
США 17 23 28 31 31 36
тельности в результате гражданской войны, большие сырьевые
ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.)
была дополнена огромным притоком рабочей силы.
Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального
продукта США принадлежали промышленности и строительству
(в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены
четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. В самой
структуре промышленного производства, сдвиги, прежде всего,
проявились в более высоких темпах развития тяжелой промы_
шленности. В начале XX в. в Америке — впервые в истории миро_
вого экономического развития — было достигнуто превышение
удельного веса тяжелой промышленности в общей промышлен_
ной продукции (другие страны достигли этого только перед Вто_
рой мировой войной). Но и структура тяжелой промышленности
изменилась довольно серьезно — появились и стали быстро раз_
виваться вызванные к жизни научно_техническим прогрессом
|
|
новые отрасли — автомобильная, нефтяная, алюминиевая, рези_
новая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые.
С распространением электричества осветительная функция керо_
сина очень существенно сократилась, однако спрос на нефтепро_
дукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой ком_
пенсировали упадок производства керосина. Причина состояла
в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на амери_
канских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа
бензина составила всего около 6 млн баррелей (1 баррель —
0,11 т). А уже в 1912 г., когда американский автопарк превысил
1 млн машин, спрос на бензин составил 20,3 млн баррелей, еще
через 2 года бензина в стране было продано больше, чем кероси_
на. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, из_
менил не только жизнь американского населения, сделав его ис_
ключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на
структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой
(инфраструктурой автопарка) ведущее место (независимо от того,
где добывается и откуда поступает сырая нефть).
Развитие массового серийного производства в американской
промышленности привело к появлению современных методов
рациональной организации производства, прежде всего — поточ_
ного метода — производство движется от сырья до готового изде_
лия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет
сборка узлов и агрегатов на конвейере.
Наиболее типичной формой монополизации в США стало
трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды.
|
|
Благодаря монопольному положению в нефтяной промышленно_
сти, доходы «Стандарт ойл» за первые 20 лет существования уве_
личились с 8 до 57,5 млн долларов. В 1880—1890_е гг. появились
крупнейшие тресты в электротехнической, свинцовой текстиль_
ной, резиновой, кожевенной. А так же табачной, сахарной и дру_
гих отраслях промышленности, на транспорте и связи. Особенно
важным объединением стал созданный Дж. Морганом в 1901 г.
«Стальной трест», монополизировавший 43% производства чугу_
на и 66% производства стали в США. В начале XX в. в США нас_
читывалось более 800 трестов, объединивших свыше 5 тыс. пред_
приятий с капиталом свыше 7 млрд долларов.
Наибольшее значение получили две финансово_промышлен_
ные группы: Моргана и Рокфеллера. Первая, сложившаяся мето_
дом банковских инвестиций в промышленность, контролировала
«Стальной трест», «Дженерал Электрик», объединения сельхоз_
машиностроения «Интернейшнл Карвестер», «Американскую те_
леграфную и телефонную компанию» и т. д.
По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое
объединение в форме треста или иной форме, направленное на
ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным.
Естественно, монополии оказывали бешеное сопротивление, не_
редко судебным преследованием вместо трестов подвергались ра_
бочие объединения — профсоюзы. Тем не менее, ряд особо кру_
пных монополий, в том числе «Стандарт ойл» был вынужден
разделиться на несколько более мелких объединений.