УНИВЕРСИТЕТ»

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 1. Введение……………………………………………………  
Тема № 2. Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации……………………………………………………………….  
Тема № 3. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Общие требования к организации образовательного процесса……………………………………………………………….  
Тема № 4. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования…………………….  
Тема № 5. Правовые основы лицензирования образовательных учреждений…………………………………………………………….  
Тема № 6. Правовые основы аккредитации образовательных учреждений…………………………………………………………….  
Тема № 7. Правовые основы управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями……………  
Тема № 8. Правовые основы экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования. Основы международной деятельности в области образования……  
Тема № 9. Права и основы социальной поддержки обучающихся, воспитанников; права и обязанности родителей по получению детьми образования…………………………………………………….  
Тема № 10. Основы трудовых отношений в системе образования и меры социальной поддержки работников образования…………….  

ТЕМА № 1. ВВЕДЕНИЕ

Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии всей сферы российского образования, так как именно с образованием зачастую связаны такие вопросы, как:

- порядок соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (а именно права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей и возможностей к обучению и интеллектуальному и иному совершенствованию);

- состояние национальной безопасности нашей страны в целом;

- успешное развитие всей российской экономики и социальное благополучие нации (образовательная сфера дает нашей стране возможности подготавливать высококвалифицированных специалистов для работы на производстве; высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи и т.д.). В развитие данной мысли хотим добавить слова Шкатуллы В.И. о том, что "если большинство граждан страны из-за недостаточного уровня образования не сможет найти на рынке труда ничего, кроме работы подсобного рабочего, а значит, не сможет удовлетворительно содержать себя и поэтому не сможет иметь семью, так как ее нужно материально обеспечивать, то такое государство, бесспорно, займет место только среди стран "третьего мира". В этом случае квалифицированную рабочую силу необходимо приглашать из-за рубежа. Очевидно, что граждане при таком уровне образования не смогут даже разобраться в сложной бытовой технике, не смогут обслуживать военную технику. У государства не будет возможности иметь современную армию".

Вводя понятие "сфера образования", законодатель разграничивает сферу образования как одно из направлений и одно из составляющих государственной политики в целом по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для формирования и развития общества, по формированию кадрового потенциала граждан и укреплению государственности; и систему образования как одну из подсистем жизнедеятельности общества и государства, государственного и муниципального хозяйства, государственного и муниципального управления и т.п. Тем самым законодатель исключает какой-либо знак равенства между " приоритетностью сферы образования" и "приоритетностью системы образования". По нашему мнению, понятие сфера образования более широкое и "вместительное", чем понятие система образования. Система - это одно из составляющих всей образовательной сферы. Сфера образования включает в себя не только систему образования, но и законодательство об образовании, его источники, иные отрасли права, косвенным образом относящиеся к образованию, международные контакты нашей страны с другими странами и их учебными заведениями по вопросам образования и мн. др.

Курс на приоритетность сферы образования государство реализует путем:

- создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (это является нормативной составляющей государственной политики в сфере образования);

- финансирования всей системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования в целом (это финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- формирования оптимальной и гармоничной структуры организации и управления образованием в целом и в частности (это организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);

- подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (это кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);

- укрепления связи российской науки и российского образования (это академическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- развития международных контактов, академической мобильности, международных связей и международной деятельности российских учебных заведений и органов власти в области образования (это международная составляющая государственной политики в сфере образования).

В то же время приоритетность сферы образования предполагает не только повышенную бюджетную защищенность всей стабильно и гармонично работающей системы образования, различные льготы, гарантии и компенсации успешно обучающимся и работающим в ней гражданам, но и повышенные требования со стороны государства как к системе образования в целом, так и к работающим в ней людям.

Приоритетность сферы образования должна также быть выражена в безусловном пресечении (а это может осуществлять путем лишения государственной поддержки) деятельности институтов, учреждений и граждан, наносящей ущерб различным образовательным программам и интересам личности, общества и государства в целом.

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью, а именно стабильным и последовательным развитием российского образования.

Для упорядочения своих действий, предпринимаемых в рамках государственной образовательной политики, государство использует метод программирования, результатом которого становится система программ как среднесрочного, так и долгосрочного развития образования, разрабатываемых на различных уровнях (это может быть федеральный, региональный, ведомственный, муниципальный уровни или уровень конкретного образовательного учреждения).

Ключевой программой, представляющей собой организационную основу всей государственной политики РФ в области образования, конечно же, является вышеуказанная Федеральная Программа развития образования. Данной Программой определяется стратегия реформирования системы всего российского образования, и намечаются важнейшие мероприятия по реализации данной Программы образования. Таким образом, можно сказать, что данная Федеральная программа развития образования сформировала весь механизм создания, реализации и совершенствования государственной политики в этой сфере.

Основополагающие принципы, которыми должно руководствоваться государство при формировании и реализации в последующем своей образовательной политики.

Этими же принципами, составляющими основу государственной концепции образования, государство должно руководствоваться и при создании, развитии и совершенствовании законодательства в области образования.

Рассмотрим каждый из принципов в отдельности.

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Данный принцип закрепляет самые главные и важные границы всей образовательной политики РФ. А именно весь образовательный процесс должен быть основан на принципе гуманности по отношению как к обучающимся, так и к преподавателям. Гуманизм признает ценность человека как личности в целом, право любого человека на свободное развитие и проявление его личных творческих и иных способностей и возможностей.

Гуманистический характер профессионального образования предполагает также, с одной стороны, системное включение дисциплин и предметов гуманитарного цикла в естественное научное и техническое образование, а с другой стороны - аналогичное системное включение дисциплин и предметов естественнонаучного цикла в подготовку специалистов именно гуманитарного профиля.

Гуманистический характер образования нормирует его обращенность к потребностям, интересам, психофизиологическим возможностям личности, направленность всего учебно-воспитательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей означает определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества в целом. В качестве общечеловеческих ценностей в настоящее время выступают такие ценности, как человеческая жизнь, добро, истина, красота (гармония) и т.д.

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения любого человека (обучающегося, воспитанника) к миру, которое формируется в этом процессе. Общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты могут выступать в качестве такой основы.

Воспитание гражданственности в любом ребенке направлено на осознание им самим себя как члена общества, человека из народа, представителя и гражданина нашей страны и государства в целом. Любой человек, осознавая смысл понятия гражданственности, принимает на себя звание "гражданина России" и полную ответственность за соблюдение законов нашей страны, возлагает на себя определенные юридические обязанности и принимает права, определенные Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Воспитание гражданственности соотносится также с формированием политического мышления у личности, ее политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры, с другой стороны.

Воспитание трудолюбия у любого ребенка обучающегося основывается на удовлетворении им его собственной потребности в труде - это одна из основ воспитания. Если человека с самого детства не приучить к труду, вряд ли из него достойный член общества, ведь труд - это нормальное состояние любого человеческого существования. Обязательно нужно стимулировать и поощрять труд воспитанников, благодарить их за совершенные дела.

Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, аппликации, кройка и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость полученного результата и положительной оценки.

Воспитание уважения к правам и свободам любого другого человека основывается на понимании цели воспитания как воспитание свободы. Свобода человека определяется свободой его воли и желаний, то есть тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами и окружающим миром.

Общепринятым является положение, что свобода всегда относительна, она всегда связана, соотнесена с необходимостью. Свобода человека, по определению, есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, быть не может. Социальная психология сформулировала тезис о том, что свобода одного человека всегда есть ограничение свободы другого (других) людей, которые его окружают.

У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути - свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя.

Роль семьи как источника формирования личности не уменьшается в период школьного детства человека - она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Соблюдение данного принципа имеет важное значение для формирования и реализации всей государственной политики РФ в целом и конкретно в области образования в регионах.

3. Общедоступность российского образования - это одна из важнейших гарантий реализации конституционного права любого человека на образование. Таким образом, каждый человек в нашем государстве независимо от его половой, национальной и иной принадлежности, от его возраста, места жительства, вероисповедания, экономического достатка и благосостояния, имеет неограниченный доступ к получению образования в рамках, установленных законодательством РФ.

Естественно, чтобы обеспечить общедоступность нашего образования, необходимо предварительно адаптировать всю систему и уровни образования к особенностям развития и подготовки любого обучающегося (воспитанника и т.п.).

Принцип адаптивности системы образования и ее уровней может означает дословно, что образовательная система должна быть приспособлена как к слабым детям с ограниченными возможностями и развитием, так и к сильным, творчески одаренным детям, ну и, конечно же, к нормальным, самым обычным, в меру развитым людям.

4. В соответствии с положениями ст. 14 Конституции РФ Россия - это светское государство. И никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всех граждан РФ. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом и судом.

5. Также образование в любом демократическом обществе должно быть свободным, обеспечивающим плюрализм (многообразие) мнений, взглядов и убеждений. В противном случае невозможно воспитать подлинно свободную и независимую личность, гарантировать многие конституционные права и свободы (свобода мнений, творчества и т.д.).

Конечно, свободу и плюрализм в образовании не следует воспринимать как вседозволенность и пропаганду и реализацию идей, запрещенных законом (необходимо всегда помнить, что нельзя разжигать и пропагандировать расовую, религиозную и национальную вражду и нетерпимость, фашизм, войну и т.п.).

Данная норма также нашла свое развитие в п. 3 ст. 3 Федерального закона о высшем образовании, в котором закрепляется, что автономность, самостоятельность высших учебных заведений проявляется в предоставлении студентам, педагогическим и научным работникам определенных академических свобод - свободы педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободы студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставление академических свобод нацелено исключительно на создание оптимальных условий для научного и педагогического творчества, поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Очевидно, что цели образовательной деятельности, осуществляемой высшими учебными заведениями, не могут быть достигнуты в отсутствие свободы выбора мировоззренческой, нравственной и идеологической основ образования, свободы в определении методики обучения, свободы научно-исследовательского и педагогического творчества, свободного поиска, изложения и распространения информации. В сфере высшего и послевузовского образования, где самым тесным образом переплетены образование и наука, названные свободы традиционно именуются академическими свободами.

6. Следующим принципом, является демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Демократизм управления образованием предполагает выборность органов управления (например, избрание ректора, деканов факультетов, заведующих кафедрами в высших учебных заведениях), коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т.д.), представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т.д., публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы эффективного контроля и т.д.

Государственно-общественный характер управления образованием предполагает отказ государства от монополии на решение важных вопросов функционирования и развития государственной системы образования, установление равноправия государства и общества в выработке и реализации российской образовательной политики.

Государственно-общественный характер означает также активизацию общественного участия в управленческой деятельности: общественность получает представительство в органах управления образованием, создаются различные общественные органы управления образованием (попечительские, родительские советы и т.д.).

ТЕМА № 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ГОСУДАРСТВОМ. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система образования определяется через составляющие ее элементы, которые в тексте рассматриваемой нормы представлены как взаимодействующие правовые институты.

Рассмотрим каждый элемент структуры системы образования.

В первую очередь это - преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Данную преемственность можно определить как принцип, которому должны следовать государственные образовательные стандарты и программы. Сама преемственность достигается посредством обеспечения единства. Единство требований стандартов и содержания образовательных программ обеспечивает реализацию конституционного права граждан на равных условиях получения одинакового образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования, и при участии работодателей или объединений работодателей, а также представителей научных сообществ.

Наличие единых правил разработки и утверждения ФГОС и должно обеспечивать единство образовательных стандартов на всей территории РФ, их соответствие определенному уровню.

Следующий элемент структуры систем образования состоит в самих образовательных учреждениях (вне зависимости от их организационно-правовой формы), а также общественных и государственно-общественных организациях способствующих образованию, или непосредственно занимающихся образованием.

Третий элемент системы образования выражается в тех органах государственной власти и местного самоуправления, которые занимаются управлением в области образования. В управлении системой образования участвуют органы государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Федерации (каждый по вопросам своей компетенции), а также органы местного самоуправления.

Само государственное управление в области образования можно дифференцировать и подразделить на определенные виды. Прежде всего, это организация образования. Здесь органы государственной власти решают вопросы создания или ликвидации самих образовательных учреждений, определяют содержание компонентов образовательных программ. Органы управления должны решать кадровые вопросы и финансирование подведомственных им образовательных учреждений. Отдельно можно говорить о государственном управлении (это своего рода пассивный контроль) самим процессом образования. Также есть и государственный контроль (надзор) за всеми образовательными учреждениями (и частными организациями) по отдельным вопросам образования. Как правило, в отношении частных образовательных организаций государство контролирует в основном качество преподаваемого там образования, проводя очередные и внеочередные проверки (аттестации) таких учреждений и организаций других форм собственности.

Четвертым элементом, образующим систему образования страны, можно назвать общественные объединения, просто объединения юридических лиц, занимающиеся вопросами образования. В российском образовании объединения юридических лиц и общественные объединения представляют собой два различных вида некоммерческих организаций. Каждый из которых можно охарактеризовать отдельно.

Общеобразовательные программы в отличие от программ профессионального образования направлены на получение человеком достаточного уровня знаний, чтобы адаптироваться в окружающем мире и найти в нем свое место. Общеобразовательные программы проходят все люди, в результате которых они должны получить определенный минимум знаний.

Общеобразовательные программы должны формировать и культуру личности.

Все общеобразовательные программы законодатель подразделяет на основные и дополнительные программы. К основным общеобразовательным относятся программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.

В числе дополнительных общеобразовательных программ законодатель особо выделяет дополнительные предпрофессиональные общеобразовательных программ в области искусств. Указанные программы реализуются в т.ч. в целях раннего выявления одаренных детей и их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные профпрограммы в области искусств.

Профессиональные образовательные программы решают две основных задачи. Во-первых, они подготавливают готовых специалистов, в результате их прохождения человек должен освоить профессию, требующую специальных навыков и подготовки. Также в результате прохождения профессиональных образовательных программ человек должен дальше развивать, повышать свой культурный уровень. Те знания и навыки, которым обучили человека в рамках общеобразовательных программ, он должен развивать дальше. Общеобразовательные программы в целом формируют культуру личности, помогают человеку адаптироваться к условиям окружающего мира. А в рамках прохождения обучения по профессиональной программе человеку дают возможность адаптироваться к условиям окружающего мира применительно к тем обстоятельствам и фактам, которые будут возникать в его профессиональной деятельности, т.е. уже с учетом выбранной человеком в будущем профессии.

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. К каждому из этих разделов закреплены требования.

Такая программа (это характерно для всех основных образовательных программ) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, это относится ко всем трем названным разделам.

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

- для получения квалификации (степени) "бакалавр" - не менее чем четыре года;

- для получения квалификации "дипломированный специалист" - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

- для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

Согласно Приказу Минобразования РФ от 13.05.2002 N 1725, получение высшего профессионального образования возможно и в сокращенные сроки. В сокращенные сроки по сравнению с полным сроком освоения образовательной программы, установленным учебным планом высшего учебного заведения по соответствующему направлению подготовки или специальности и форме обучения, могут реализовываться вузом сокращенные и ускоренные программы высшего профессионального образования. Сокращенная основная образовательная программа высшего профессионального образования может реализовываться высшим учебным заведением для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней. Сокращение сроков освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения. При этом под соответствующими профилями понимаются:

- в среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании - такие основные образовательные программы этих уровней профессионального образования, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепрофессиональные и специальные дисциплины и учебные элементы в программах дисциплин;

- в высшем профессиональном образовании - такие основные образовательные программы по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), которые близки по содержанию (до 55 - 60% и выше).

Ускоренная основная образовательная программа высшего профессионального образования может реализовываться вузом для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Сокращенная программа высшего профессионального образования может реализовываться как ускоренная (сокращенная ускоренная образовательная программа высшего профессионального образования). Освоение лицами сокращенной или ускоренной программы осуществляется на добровольной основе на основании заявления поступающего или студента. Желание обучаться по сокращенной программе может быть изложено поступающим при подаче документов для поступления в высшее учебное заведение, если вуз осуществляет прием для обучения по сокращенным программам. Высшее учебное заведение самостоятельно принимает решение о формировании групп, обучающихся по сокращенным программам, и о переводе студента на обучение в сокращенные сроки. Желание обучаться по сокращенной программе может быть изложено также после зачисления на освоение основной образовательной программы с полным сроком обучения путем подачи заявления на имя ректора (декана) вуза. Решение о возможности обучения студента по сокращенной программе принимается ученым советом вуза (факультета) и оформляется локальным актом.

Формы, в которых возможно прохождение обучения по образовательным программам:

- Очная или дневная форма получения образования от других форм получения образования отличается тем, что предполагает получение образования за определенный период времени, при этом обучающийся должен посещать занятия и основная часть образовательной программы преподается ему в учебном заведении. В процессе обучения по очной форме проводятся промежуточные аттестации (или сдача экзаменов), а также итоговая аттестация.

- Заочная форма обучения предполагает получение образования также по специальной программе, предполагающей его прохождение за определенный период времени. Так же как и при очной форме обучения, при заочной, обучающийся проходит промежуточные экзамены (аттестацию) и итоговую. Вся разница между очной и заочной формами обучения состоит в том, что при заочной форме обучения в учебном учреждении обучающемуся преподается лишь малая часть учебной программы, практически все обучение проходит самостоятельно. Для самостоятельного обучения обучающемуся предоставляется соответствующая литература и методический материал, выдаются дополнительные задания.

- Очно-заочная (вечерняя) форма обучения представляет собой смешанную форму обучения, она практически полностью схожа с дневной формой обучения с той лишь разницей, что количество часов (занятий), за которое проходят определенную учебную программу, в данном случае немного меньше, чем предполагается при получении того же образования по очной (дневной) форме обучения. Все виды образовательных программ можно пройти в форме очного обучения.

Однако не все виды образовательных программ можно пройти в заочной форме или в смешанной очно-заочной форме.

Экстернат представляет собой еще одну форму получения образования. Практически любой вид образования можно получить в форме экстерната, кроме дошкольного. Экстернат представляет собой полностью самостоятельное прохождение обучения по тем же учебным программам, которые предусмотрены для людей, получающих то же образование по очной форме обучения. Никаких занятий с экстерном не проводится, он самостоятельно по учебной литературе проходит обучение (занимается самообразованием). Так же по итогам прохождения каждого предмета, входящего в учебную программу экстерн сдает экзамен, однако в отличие от всех других видов обучения для экстерната не устанавливается ни каких сроков прохождения обучения, всю программу он проходит самостоятельно и в ускоренном варианте.

Что касается самообразования, то в нашем законодательстве известна одна его форма выражения, это школьное образование на дому. Фактически самообразование можно сравнить с экстернатом, однако в отличие от экстерната самообразование по срокам проходит так же, как и обычное обучение в школе, по итогам прохождения определенного этапа общеобразовательной программы, обучающийся сдает экзамены в каком-либо учебном заведении.

Начальное общее образование - первая ступень общего образования. В РФ начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Основное общее образование - вторая ступень общего образования.

В соответствии с Конституцией РФ основное общее образование является обязательным и общедоступным. Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в РФ. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям. Среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования.

Действующий государственный стандарт основного общего образования состоит из нескольких частей: федерального, регионального, компонента образовательного учреждения.

Правительство РФ должно предусмотреть перечень профессий и специальностей, проходить образовательные программы, по которым возможно только в очной форме, а в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната запрещено. Такие перечни ранее устанавливались постановлениями Правительства РФ, сейчас за это ответственен уполномоченный орган, а именно Минобрнауки РФ.

ТЕМА № 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ ГРАЖДАН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Возможности получения образования в России не зависят от пола, расы, языка, вероисповедания, национальности, места жительства, возраста, имущественного положения, экономического достатка, состояния здоровья и т.п.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; также запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Законодатель в принципе допускает возможность установления отдельных ограничений по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости, но только в отношении прав граждан на профессиональное образование и только в случае, если такое ограничение устанавливается законодательством.

Специальные гарантии для осуществления гражданами РФ своего права на образование государство предоставляет гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. К ним относятся инвалиды; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты.

Категории граждан, которым предоставляется подобная государственная поддержка и помощь при получении образования, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений; законами субъектов РФ для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений.

Для детей с какими-либо отклонениями в умственном, физическом и ином развитии создаются специальные условия для получения ими различных уровней образования. Такие дети должны быть адаптированы к российской системе образования на основании специальных педагогических и иных всевозможных подходов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

Наряду с созданием нетиповых образовательных учреждений, в целях поддержки детей, подростков и молодых людей с выдающимися способностями устанавливаются для них специальные государственные стипендии, в том числе стипендии для обучения за рубежом. Формирование системы таких государственных стипендий, разработка критериев и порядка их предоставления находятся в компетенции Правительства РФ.

Российская система образования состоит из многих ее составляющих элементов, но главным стержнем ее являются федеральные государственным образовательные стандарты и образовательные программы различных уровней, поскольку именно они определяют характер и сущность взаимосвязей всех частей российской системы образования между собой.

С помощью системы согласованных федеральных государственных образовательных стандартов обеспечивается непрерывность образования, которая позволяет человеку целенаправленно, системно и бесконечно развиваться, а России усиливать свой кадровый и интеллектуальный в первую очередь потенциал. Человек должен учиться всю свою жизнь. Также в течение жизни у гражданина должна быть возможность повышать свою квалификацию раз в несколько лет, получать новые профессии, осваивать новые дисциплины и т.д.

Обязательный минимум содержания образовательных программ соответствует следующим требованиям:

- ориентации содержания на обеспечение самоопределения личности;

- создание необходимых условий для ее самореализации;

- формирование у обучающихся картины мира, адекватной и отвечающей современному уровню знаний и уровню образовательной программы;

- гармоничное сочетание естественно-научных, гуманитарных и социальных дисциплин и т.п.

Сам по себе образовательный стандарт - это важный компонент образовательного (учебного) процесса. Любому гражданину нужен образовательный стандарт для обеспечения качественной социализации его личности, для развития национальных черт, чувства патриотизма, для вовлечения любой личности в общемировую культуру, традиции не только нашего народа, но и других народностей мира.

Учителю, преподавателю и иному педагогическому работнику образовательный стандарт также необходим для того, чтобы знать минимальный и максимальный допустимые уровни образования. Любой педагог должен, исходя из стандартов образования, повышать свою квалификацию, стремиться к повышению качества своего образования и образования своих учеников (воспитанников, обучающихся). Образовательный стандарт - это определенный набор знаний, который обязательно должен знать каждый обучающийся, педагоги и т.п. Это образец, эталон (нормативный и законодательно закрепленный), который устанавливает целый комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС представляет из себя совокупность требований, предъявляемых:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Основной составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые являют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Образовательные результаты могут быть не только предметными, но и метапредметными и личностными, поскольку образование - это процесс не только обучения, но и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт разрабатывается и утверждается государственными органами и становится обязательным документом (основным источником, руководством) для разработчика (т.е. для администрации образовательного учреждения) при составлении им на его основе образовательной программы в конкретном образовательном учреждении.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

- нормативы учебного времени и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Данный компонент устанавливается непосредственно федеральными органами государственной власти РФ в пределах их компетенции (полномочий).

Национально-региональный компонент обязательно должен учитывать интересы национальных культур и традиций, потребности личности любого человека в его национально-культурной самоидентификации и возможности вступать в равноправный диалог с представителями других культур и национальностей. Национальные компоненты не должны создавать препятствия для свободного перехода граждан и иных лиц из образовательного учреждения одного региона нашей страны в аналогичное образовательное учреждение, но уже в другом регионе (области, крае и т.п.) России. Данный компонент устанавливается органами субъектов РФ.

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства России;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

На всей территории нашего государства должны быть установлены одинаковые, равные для всех уровни и степени образования, специальные требования и условия для его получения и мн. др. Образование, как и уголовное или гражданское судопроизводство, должно быть единым на всей территории РФ.

Для обучающихся с ограниченными возможностями могут быть установлены свои специальные федеральные государственные образовательные стандарты, которые утверждаются Минобразования РФ.

Порядок разработки, утверждения и введения федеральных государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны утверждаться не реже 1 раза в 10 лет. Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования являются отправной точкой при составлении на их основе образовательных программ соответствующих уровней профессионального образования, разработчики данных федеральных государственных образовательных стандартов должны учитывать актуальные и перспективные потребности развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы. Поэтому в данном случае к разработке должны привлекаться заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственно-общественные объединения, действующие в системе профессионального образования, а также представители научных сообществ, работодатели или объединения работодателей.

Федеральные государственные образовательные стандарты наряду с фиксацией определенного содержания образования выполняют еще функцию определения социально гарантированного образовательного уровня человека, личности обучающегося.

Никто из обучающихся не должен допускать намеренного отступления от утвержденного государственного стандарта или недостаточного обеспечения возможности его реализации по финансовым или материально-техническим причинам.

Требования, которые должны учитываться при разработке образовательной программы какой-либо направленности - это общие требования, которые можно назвать еще и принципами формирования образовательной программы.

В частности, общеобразовательная программа должна решать задачи формирования культуры личности и адаптации личности к жизни в обществе. Образовательные учреждения должны выпускать тех обучившихся, в которых общество нуждается. Таким образом, потребности общества в кадрах должны решать образовательные учреждения. При этом обратим внимание на то, что образование профессиональное представляет собой длительный процесс, который проходит годами (от пяти лет и выше). Поэтому образовательные учреждения должны быть способными к правильному прогнозированию ситуации по потребностям общества в кадрах определенной направленности. Для достижения этой задачи необходимо, чтобы деятельность образовательных учреждений была скоординирована.

Среди всех предметов общего образования выделяют:

- базовые общеобразовательные учебные предметы;

- профильные общеобразовательные учебные предметы;

- элективные учебные предметы.

Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание". Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественно-научном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История" и "Физическая культура", входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана. Региональный (национально-региональный) компонент для X - XI классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

- "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения. Усилено внимание к изучению иностранных языков - введен в качестве обязательного учебный предмет "Иностранный язык" в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи "обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне".

В отношении негосударственных образовательных учреждений органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться и изменять содержание их учебного плана. Это возможно только в каких-либо особых экстренных ситуациях, когда например частная школа начнет своим образовательным процессом воспитывать в учениках экстремизм, расовую нетерпимость, готовить к проведению диверсий, террористических актов и т.д. Такие случаи широко распространены в настоящее время в странах Европейского Союза. Разработанные и утвержденные органами государственной власти основы для учебных планов имеют для негосударственных образовательных учреждений силу "примерных", а не обязательных к исполнению. Также все образовательные учреждении самостоятельны в определении формы отметок, которыми обозначаются результаты прохождения промежуточной аттестации.

Обязательная итоговая аттестация проводится по окончании прохождения процесса образования всех видов образовательных программ, за исключением программ дошкольного образования и начального общего образования. Данное правило распространяется на все виды учебных заведений как государственные (муниципальные), так и негосударственные. В том случае, когда образовательное учреждение государственное или негосударственное, но имеет государственную аккредитацию, то оно также проводит итоговую аттестацию во всех случаях прохождения любых образовательных программ.

В отношении итоговой аттестации выпускников вузов действует Приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 N 1155. К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:

- защита выпускной квалификационной работы;

- государственный экзамен.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразованием России. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр - в форме бакалаврской работы; для квалификации "дипломированный специалист" - в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) магистр - в форме магистерской диссертации.

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначаются руководитель и, при необходимости, консультанты. Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения. Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов и магистров, подлежат рецензированию. Порядок рецензирования устанавливается высшим учебным заведением.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) и критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов. Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии - кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. При необходимости председатель государственной аттестационной комиссии должен отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам, связанным с работами по закрытой тематике.

Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Для негосударственных и муниципальных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, а также государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ, председатели государственных аттестационных комиссий утверждаются Министерством образования РФ по представлению учредителя (учредителей).

Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена. Государственные аттестационные комиссии действуют в течение одного календарного года. Для проведения итоговой государственной аттестации в высшем учебном заведении, филиале вуза ректором высшего учебного заведения формируются государственные аттестационные комиссии по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования.

Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности данным Положением, соответствующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации, учебно-методической документацией, разрабатываемой высшими учебными заведениями на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, и методическими рекомендациями учебно-методических объединений высших учебных заведений. Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

- определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;

- принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;

- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний. Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.

Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса. Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами. Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза. Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине. Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете высшего учебного заведения и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве высшего учебного заведения.

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта (далее - контрольные измерительные материалы, принято сокращение КИМы).

ЕГЭ предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в средние специальные учебные заведения (далее - ссузы) и вузы. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - в качестве результатов вступительных испытаний. Для проведения ЕГЭ создается государственная экзаменационная комиссия субъекта РФ, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте. Срок полномочий ГЭК составляет один год.

ГЭК создает предметные комиссии (комиссии по общеобразовательным предметам), а также, при необходимости, территориальные и иные подкомиссии, порядок и сроки работы которых устанавливаются в положении о ГЭК или в положениях об этих комиссиях (подкомиссиях).

В целях разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ в рамках ЕГЭ, защиты прав выпускников и поступающих, участвующих в эксперименте, создается конфликтная комиссия. В состав конфликтной комиссии включаются представители органов управления образованием, образовательных учреждений, принимающих участие в эксперименте, а также общественных объединений и организаций. Конфликтная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в ссузы и вузы. Выпускники, поступающие в ссузы и вузы, имеют право подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию. Апелляции по содержанию контрольных измерительных материалов (далее - КИМы) не принимаются. Порядок и место приема апелляций доводятся ГЭК до сведения выпускников, поступающих, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ. Министерство образования РФ для осуществления контроля за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ направляет своих уполномоченных представителей в субъекты РФ. К сдаче ЕГЭ допускаются выпускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования.

ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Форма, процедура, сроки и продолжительность проведения ЕГЭ устанавливаются Министерством образования РФ. Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по стобалльной системе). Порядок и шкала перевода баллов в отметки устанавливаются Министерством образования РФ.

Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, выдаются:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- свидетельство о результатах ЕГЭ.

Прием граждан в образовательное учреждение. Все требования по приему граждан в образовательные учреждения негосударственными образовательными учреждениями устанавливаются самостоятельно, а в отношении государственных образовательных учреждений действуют типовые положения о каждом виде учебного заведения, в которых и предусматриваются правила поступления (приема) граждан в учебное заведение. При поступлении в любое образовательное учреждение его руководство обязано ознакомить зачисленного или его законных представителей (если это не совершеннолетний человек) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности по определенным программам общего или профессионального образования, а также с итогами очередного аккредитации (аттестации) образовательного учреждения.

Поступление в образовательные учреждения профессионального образования (ссузы и вузы) проходит на конкурсной основе. При приеме в конкурсе будут учитываться и результаты ЕГЭ, но могут быть еще и дополнительные испытания в тех случаях, когда тот вид образования, которое хотят получить поступающие (профессиональное), потребует от них знаний и навыков, способностей в творчестве или профессиональной направленности. Иностранные лица могут поступать в образовательные учреждения профессионального образования по результатам вступительных испытаний, проводимых в таких учреждениях.

Порядок приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования устанавливается Минобрнауки РФ. В части, не противоречащей законодательству РФ и порядку приема, среднее специальное учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема. Сроки приема документов от поступающих на очную форму обучения в средние специальные учебные заведения устанавливаются федеральным органом управления образованием. Прием в среднее специальное учебное заведение осуществляется по заявлению лиц, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, на конкурсной основе в соответствии с результатами вступительных испытаний. Порядок проведения конкурса должен обеспечивать зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению соответствующих основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, если иные условия не оговорены законодательством РФ.

Вступительные испытания начинаются не


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: