Самым простым, но наиболее часто встречающимся оператором является оператор присваивания. Он определяет, что вновь вычисленное значение должно быть присвоено некоторой переменной.
Формат оператора:
<имя переменной>:= <выражение>;
Новое значение получается в результате вычисления значения выражения, состоящего из констант, переменных, указателей функций и знаков операций. Если выражение не содержит скобок, то операции выполняются в следующем порядке:
1) NOT
2) *, /, DIV, MOD, AND
3) +, -, OR,XOR
4) =, <>, <=, <, >, >=, IN.
Операции одинакового старшинства выполняются слева направо. С помощью скобок можно задать любой желаемый порядок вычислений.
Переменная и выражение должны иметь одинаковый тип. Исключение составляет случай, когда тип переменной REAL. Тогда тип выражения может быть INTEGER.
Пусть, например, заданы следующие описания переменных:
VAR I,J,K:INTEGER;
A,B,C:REAL;
BOOL:BOOLEAN;
CH1,CH2:CHAR;
Тогда возможны следующие операторы присваивания:
I:= I DIV J + K
A:= B/C
BOOL:=A=B
CH1:=CH2
Оператор безусловного перехода
|
|
Оператор безусловного перехода предоставляет возможность изменять порядок выполнения операторов. С его помощью естественный порядок выполнения программы (т.е. оператор за оператором) прерывается и указывается, что дальнейшее выполнение программы должно продолжаться с оператора, помеченного меткой, которая использована в данном операторе перехода. Формат оператора:
GOTO <метка>
В качестве меток используются целые числа без знака из отрезка от 0 до 9999. В Турбо Паскале в качестве метки может быть использован любой идентификатор.
Примеры операторов перехода и помеченных операторов:
GOTO 25
GOTO M1
25: IF X>0 THEN X:=X*X
M1:I:=0
Каждая метка, прежде чем она используется, должна быть описана в разделе описания меток.
При использовании оператора GOTO необходимо помнить, что областью действия метки является только тот блок, в котором она описана. Передача управления в другой блок запрещена.
Оператор вызова процедуры
Оператор вызова процедуры служит для активизации предварительно определенной пользователем или стандартной процедуры. Например:
ClrScr;
InitWork(True);
Writeln('Hello');
1.4. Пустой оператор.
Пустой оператор никак не обозначается и не вызывает никаких действий. Пустой ператор - это просто лишняя точка с запятой в программе. Чаще всего пустой оператор встречается с меткой и ставится в конце составного оператора или в конце программы.
BEGIN
...
GOTO Metka; {переход в конец блока}
...
Metka: {пустой оператор помечен меткой}
END;