представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же
время целостного феномена, каким является власть. Для этого
необходимо исследование власти на самых разных уровнях её
функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка
парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о
природе власти и механизмах властвования является едва ли не
главной задачей фундаментальной политологии.
Природа:
Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в
Частности, политической, были предприняты ещё в ранний период
Политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что
Древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или
«главенство», имело и другое значение - «первоначало» или
«первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но
Смутной догадкой о природе власти.
Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие
На тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По
Существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является
Уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда,
Когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в
Состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей,
На подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти.
Власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других. 2 способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект
Влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей. 4 Власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия
Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют
существенную часть политической истории.
Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций,
способствующая исследованию политических отношений и пониманию
механизма деятельности государства и политической системы.
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме
власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который
трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера,
согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно
лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить
свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в
действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает
способность человека не столько действовать самому, сколько
взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет
власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а
действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-
то». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается
мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и
возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее
воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо
средства - авторитета, права, насилия».
13. Политическая власть.6
Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.
Типы определения власти: