Система педагогических наук. Межнаучная интеграция. Основные категории педагогической науки

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия - фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Дошкольная и школьная педагогика - подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих. Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых. Олигофренопедагогика - умственно отсталых. Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психология изучает закономерности развития психики человека.

Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс. Цели и задачи воспитания, обусловленность воспитания потребностями и конкретно-исторические условиями общественного развития.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

46. Развитие как философская категория. Формирование и развитие личности. Развитие, воспитание и формирование личности. Идеи природообразности в трудах Я.А.Каменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского.

Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах не только педагогов, но и психологов,

философов, отражающих те или иные аспекты его содержания. Принцип природосообразности воспитания впервые в теории педагогики сформулировал и ввел в научный и практический оборот в XVII веке Ян Амос Коменский (1592−1670), рассматривая этот принцип в качестве основного принципа педагогического процесса. Все труды Я.А.Каменского («Великая дидактика», «Материнская школа», «Общий совет по исправлению дел человеческих» и др.) пронизывает одна главная идея – обучение и воспитание должны осуществляться в соответствии с природой и присущими ей законами, сообразно законам природы, то есть природосообразно.

Обосновав необходимость учета принципа природосообразности в обучении и воспитании, во всех элементах, формах и методах педагогического процесса, Я.А.Коменский имел в виду не только растительный и животный мир, но и природу самого человека. По Я.А.Коменскому, и природа, и деятельность людей, а, следова-

тельно, обучение и воспитание подчинены определенным законам. Поэтому он считает, что учителю следует обучать и воспитывать, следуя этим законам природы в широком понимании этого слова, поскольку закономерность обучения и воспитания соответствует самой сути человека как части окружающей его природы. Впоследствии принцип природосообразности был взят за основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, естественное природосообразное воспитание по Ж.Ж.Руссо (1712–1778) есть, прежде всего, свободное воспитание. Свободная, цельная личность является содержанием природосообразной педагогики Ж.Ж.Руссо. В связи с этим важным вопросом становится вопрос о функциях воспитателя. В педагогическом трактате «Эмиль, или о воспитании» философ основывается на принципе природосообразности, но к этой идее подходит несколько иначе, чем Я.А.Коменский. Ж.Ж.Руссо считает, что воспитателю необходимо следовать природному развитию ребенка. Учитель должен лишь помогать природосообразному развитию ребенка, проявлять заложенные в нем природой свойства.

Согласно принципа природосообразности, средством воспитания является свобода, то есть природная жизнь, протекающая вдали от культуры с ее искусственностью. В воспитании учителю надо сделать так, чтобы природа сама действовала в человеке, ибо она – лучший воспитатель. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), создавший приюты для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания по И.Г.Песталоцци – это также согласие с природой. Причем, в отличие от Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы – природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути. Его учение о роли труда в воспитании и саморазвитии ребенка, создание слогообразующего способа обучения сделали доступным обучение грамоте ребенка в любой семье. Педагогическая работа И.Г.Песталоцци с сиротами, для которых он на собственные средства приобретал дома, превращая их в школыинтернаты, ознаменовала новое качество в содержании и методах обучения и воспитания, оказавших плодотворное воздействие на развитие педагогической теории и практики в целом. Как известно, во второй половине XIX века немецкий ученый-педагог Ф.А.Дистервег (1790–1866) предложил словосочетание «социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас, правонарушений несовершеннолетних. Ф.А.Дистервег видел главной целью учителя формирование духовного мира воспитуемого, где принцип природосообразности играет ведущую роль. В идее природосообразности он пытался сочетать общечеловеческие, природные и культурные ценности народа. В своих трудах педагог писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать при обучении и воспитании возрастные и индивидуальные особенности школьника. В книге «Руководство к образованию немецких учителей» Ф.А.Дистервег подчеркивал, что будущему учителю следует иметь в виду, что в развитии ребенка определенную роль играют и общественные условия. Поэтому идею природосообразности он обогатил еще и идеей культуросообразного воспитания. Это означает, что при воспитании учителю необходимо брать во внимание условия места и времени, при которых человек родился и где предстоит ему жить, то есть современную ему культуру, в особенности культуру страны, которая является его родиной. Отсюда и цель воспитания, по Ф.А.Дистервегу, состоит в самостоятельном служении истине, красоте, добру. В работах Ф.А.Дистервега дается не только толкование принципа и обоснование необходимости его использования учителем, но и его реализация в конкретных правилах обучения, в совокупности с принципами наглядности, последовательности, от простого к сложному и др. А.Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества». М.Монтессори (1870–1952) учит будущего учителя знать физиологические и психологические особенности природы ребенка. М.Монтессори ставит задачей учителя развитие природных внешних и внутренних органов ребенка: слуха, зрения, обоняния, тактильных осязаний и других. Для изучения чувств учитель должен подбирать материал, который способен развивать эти чувства до самого совершенства. Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: