Адаптационный период работы психолога в образовательном учреждении

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Для первоклассников:

· вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);

· ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;

· научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

· подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обратить внимание, на наш взгляд, на:

· адаптацию к "разноголосице" требований;

· введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");

· выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки, отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие;

· принятие новой позиции – ученик основной школы.

В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:

· принятие позиции ученик-старшеклассник;

· принятие новичков в коллектив;

· поиск личностного смысла и мотивации учения;

· узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

· организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на наш взгляд, следующие этапы его организации:

1) разработка психологом школы варианта программы для каждой группы классов (1-е, 5-е, 10-е классы);

2) принятие конкретными классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его смысла;

3) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом собственных возможностей на основе базовой программы;

4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

5) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, визуального искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;

6) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

7) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;

8) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

9) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

10) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей, с целью осмысления результатов адаптационно­го периода;

11) подготовка итоговой справки-анализа "Об адаптационном периоде в

шкоде".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: