Глава государства –
конституционный орган и высшее
должностное лицо государства.
Рассматривается как составная
часть законодательной власти
(Великобритания, Индия), либо как
глава исполнительной власти, либо
не входит ни в одну из ветвей
власти (РФ, ФРГ, Израиль, Италия).
Правовой статус главы государства
и его реальная роль в процессе
осуществления власти зависят от
формы правления и характера
политического режима. В странах,
где глава государства наделен
одновременно широкой
правительственной властью, он
осуществляет реальное руководство
государственными делами,
формулирует политический курс и
обеспечивает его воплощение в
жизнь. При парламентарных
формах правления он
непосредственного участия в
управлении гос. делами не
принимает, однако оказывает
зачастую существенное влияния на
политический процесс
Главой государства выступает либо
выборный президент, либо
наследственный монарх.
Коллегиальный глава государства
почти исчез из конституционной
|
|
практики (Федеральный совет
Швейцарии).
В бывших британских доминионах
(Канада, Австралия, Новая
Зеландия) главой государства
формально является британский
монарх, представленный генерал-
губернатором.
МОНАРХ (СУЛТАН, КОРОЛЬ, ШЕЙХ,
ЭМИР)
Является главой государства и
одновременно главой
исполнительной власти.
По его уполномочию формально
действует правительство, состоящее
из министров короны; от его имени
издаются законы; его именем
выносятся судебные постановления.
Реальное сосредоточение всей
полноты гос. власти в его руках
имеет место в тех странах, где
приверженность демократическим
традициям отсутствует, а власть
сосредоточена в руках феодальной
или трибальной верхушки.
Монарх в дуалистической и
абсолютной монархиях занимает
центральное положение во всей
системе государственных органов.
По своему усмотрению монарх
назначает и смещает
правительство, даже если
предусмотрена формальная
ответственность последнего перед
парламентом.
Он в значительной мере
контролирует формирование и
деятельность парламента. Нередко
члены парламента или часть
парламентариев назначаются
монархом. Он пользуется правом
досрочного роспуска парламента
или одной из его палат и правом
вето на принимаемые последним
законопроекты. Монарх реально
осуществляет полномочия по
руководству и управлению страной
и играет решающую роль в
определении внутренней и
внешней политики государства.
Однако формально его полномочия
могут быть ограничены
конституцией, а законодательная
власть поделена с парламентом
|
|
(дуализм).
Монарх является верховным
руководителем вооруженных сил.
Он назначает на все высшие
военные и гражданские должности,
включая судей.
В парламентарных монархиях. Не
имея реальной власти, монарх
обладает влиянием, которое
позволяет ему участвовать в
процессе выработки и принятия
решений. Влиянию монарха в
немалой мере способствует его
информированность об общем
состоянии страны.
Монарх не несет парламентской
ответственности за свою
деятельность (искл: Бутан). Это
объясняется действием
презумпции, согласно которой
монарх поступает в соответствии с
советами своих министров, которые
и несут за них ответственность.
Монарх обладает особыми льготами,
правами и привилегиями: право на
титул, особые регалии и знаки
царской власти, особо почетную
встречу, неподсудность по
уголовным и гражданским делам,
освобождение от налогообложения.
Содержание монарха, царствующего
дома и двора - за счет средств гос.
бюджета (цивильный лист,
принимаемый в форме закона
парламентом). Конституции ряда
государств провозглашают особу
монарха "священной и
неприкосновенной" (Марокко).
Нередко монарх и королевская
семья владеют огромным личным
состоянием, размеры которого
обычно не сообщаются и составляют
государственную тайну.
Монарх занимает свой пост
автоматически на основе
действующего в стране порядка
престолонаследия. При
наследовании престола
несовершеннолетним монархом или
при временной недееспособности
последнего прерогативы главы
государства осуществляет
специальный опекун-регент или
регентский совет. Во многих
странах обязательным условием
вступления на престол является
принадлежность к господствующей
религии (в Великобритании - к
англиканской церкви).
В парламентарных монархиях
смена главы государства не влияет
непосредственно на деятельность
других высших государственных
органов и не влечет за собой ни
досрочного роспуска парламента, ни
отставки правительства.
В парламентарных республиках и
монархиях глава государства не
может назначить правительство,
которое не располагает поддержкой
парламентского большинства. Т.е.
замещение поста премьер-
министра руководителем
политической партии, победившей
на парламентских выборах,
происходит почти автоматически.
Также главе государства
принадлежит в ряде стран право
досрочного роспуска парламента
или одной из его палат и
назначения внеочередных выборов
(Великобритания, Япония).
ПРЕЗИДЕНТ
В президентской республике глава
государства играет гораздо большую
роль, нежели в парламентарной, а
во многих странах с однопартийной
системой президент, будучи
лидером правящей партии,
обладает полномочиями, которые
на практике далеко выходят за
рамки, очерченные конституцией.
Президент парламентарной
республики не располагает
правительственной властью и
активного участия в управлении
государственными делами не
принимает. Он выполняет функции
преимущественно
представительского характера, хотя,
особенно если он принадлежит к
руководству правящей партии,
может оказывать весьма
значительное влияние на ход
государственных дел.
Исключительно важную роль в
руководстве и управлении гос.
делами играет президент в странах,
где он наделен правительственной
властью и формально является
единоличным носителем
исполнительной власти. Он как бы
совмещает в одном лице
полномочия главы государства и
главы правительства. Это типично
для президентских республик
(США, ряд стран Латинской
Америки).
В парламентарных республиках он
избирается чаще всего высшим
представительным учреждением
|
|
либо коллегией выборщиков с
участием парламентариев, а в
президентских республиках —
путем прямых выборов (Франция,
Исландия, Ирландия, Австрия).
При избрании главы государства
путем косвенных выборов
образуется коллегия выборщиков.
Иногда коллегия выборщиков
образуется из парламентариев и
представителей местных выборных
собраний (земель, областей,
штатов) (Италия, Индия, ФРГ). В
ФРГ федеральный президент
избирается коллегией выборщиков,
именуемой "Федеральное собрание",
в которую входят депутаты
Бундестага и равное им число
представителей от ландтагов
земель. В президентских
республиках коллегия по выборам
президента формируется на иных
началах. Так, в США ее члены
избираются населением страны,
причем каждый штат выбирает
число выборщиков, равное числу
его представителей в конгрессе.
Особенностью США является
наличие вице-президента,
избираемого в том же порядке и на
тот же срок, что и глава
государства.
Порядок выдвижения и условия
регистрации кандидатов на пост
главы государства также по-
разному устанавливаются
национальным законодательством.
В большинстве демократических
стран кандидат в президенты
выдвигается политическими
партиями. Формальные цензы,
которым должен удовлетворять
кандидат: требование пользования
в полном объеме гражданскими
правами, высокий возрастной ценз
и другие. Так, в США кандидат в
президенты должен быть
гражданином страны по рождению,
проживать не менее 14 лет на
территории США в период,
предшествующий выборам, и быть
не моложе 35 лет.
Большое политическое значение
имеют срок полномочий (1-7 лет)
главы государства, порядок его
переизбрания и прекращения
полномочий.
Прекращение президентского
мандата наступает по истечении
срока полномочий, в результате
досрочной отставки, осуждения в
порядке импичмента, отрешения от
должности или смерти.
Вопрос об ответственности
президента республики. Не несет
политической (парламентской)
ответственности. В
парламентарной республике
|
|
ответственность за действия главы
государства возлагается на
правительство, а в президентской
республике глава государства —
носитель правительственной
власти — не ответствен за свои
действия перед парламентом.
Президент республики несет
судебную ответственность.
Наиболее распространенные
основания: нарушение
конституции, совершение тяжких
государственных преступлений. В
США: измена, взяточничество или
совершение других тяжких
преступлений. В Италии президент
отвечает за государственную
измену и посягательство на
конституцию; в ФРГ — за
умышленное нарушение закона.
В президентских и
монократических республиках
президент - единоличный носитель
правительственной власти. Члены
правительства рассматриваются
обычно как помощники и
советники президента, им
назначаются и увольняются.
Президент в республиках со
смешанной формой правления
обладает правами досрочного
роспуска парламента (нижней
палаты), созыва чрезвычайных
сессий, возвращения законопроекта
для повторного обсуждения,
передачи его в орган
конституционного надзора,
законодательной инициативы.. В
странах, в которых глава
государства правом созыва и
роспуска парламента не обладает
(например, в США), это формально
мотивируется независимостью
законодательной и исполнительной
власти в соответствии с принципом
разделения властей. На практике и
в данной группе стран сохраняются
весьма значительные средства
воздействия на парламент,
используемые главой государства.
Одно из них — право вето на
законопроекты, вотированные
парламентом.