Глава государства в ЗС: понятие, виды, особенности статуса при различных формах правления

Глава государства –

конституционный орган и высшее

должностное лицо государства.

Рассматривается как составная

часть законодательной власти

(Великобритания, Индия), либо как

глава исполнительной власти, либо

не входит ни в одну из ветвей

власти (РФ, ФРГ, Израиль, Италия).

Правовой статус главы государства

и его реальная роль в процессе

осуществления власти зависят от

формы правления и характера

политического режима. В странах,

где глава государства наделен

одновременно широкой

правительственной властью, он

осуществляет реальное руководство

государственными делами,

формулирует политический курс и

обеспечивает его воплощение в

жизнь. При парламентарных

формах правления он

непосредственного участия в

управлении гос. делами не

принимает, однако оказывает

зачастую существенное влияния на

политический процесс

Главой государства выступает либо

выборный президент, либо

наследственный монарх.

Коллегиальный глава государства

почти исчез из конституционной

практики (Федеральный совет

Швейцарии).

В бывших британских доминионах

(Канада, Австралия, Новая

Зеландия) главой государства

формально является британский

монарх, представленный генерал-

губернатором.

МОНАРХ (СУЛТАН, КОРОЛЬ, ШЕЙХ,

ЭМИР)

Является главой государства и

одновременно главой

исполнительной власти.

По его уполномочию формально

действует правительство, состоящее

из министров короны; от его имени

издаются законы; его именем

выносятся судебные постановления.

Реальное сосредоточение всей

полноты гос. власти в его руках

имеет место в тех странах, где

приверженность демократическим

традициям отсутствует, а власть

сосредоточена в руках феодальной

или трибальной верхушки.

Монарх в дуалистической и

абсолютной монархиях занимает

центральное положение во всей

системе государственных органов.

По своему усмотрению монарх

назначает и смещает

правительство, даже если

предусмотрена формальная

ответственность последнего перед

парламентом.

Он в значительной мере

контролирует формирование и

деятельность парламента. Нередко

члены парламента или часть

парламентариев назначаются

монархом. Он пользуется правом

досрочного роспуска парламента

или одной из его палат и правом

вето на принимаемые последним

законопроекты. Монарх реально

осуществляет полномочия по

руководству и управлению страной

и играет решающую роль в

определении внутренней и

внешней политики государства.

Однако формально его полномочия

могут быть ограничены

конституцией, а законодательная

власть поделена с парламентом

(дуализм).

Монарх является верховным

руководителем вооруженных сил.

Он назначает на все высшие

военные и гражданские должности,

включая судей.

В парламентарных монархиях. Не

имея реальной власти, монарх

обладает влиянием, которое

позволяет ему участвовать в

процессе выработки и принятия

решений. Влиянию монарха в

немалой мере способствует его

информированность об общем

состоянии страны.

Монарх не несет парламентской

ответственности за свою

деятельность (искл: Бутан). Это

объясняется действием

презумпции, согласно которой

монарх поступает в соответствии с

советами своих министров, которые

и несут за них ответственность.

Монарх обладает особыми льготами,

правами и привилегиями: право на

титул, особые регалии и знаки

царской власти, особо почетную

встречу, неподсудность по

уголовным и гражданским делам,

освобождение от налогообложения.

Содержание монарха, царствующего

дома и двора - за счет средств гос.

бюджета (цивильный лист,

принимаемый в форме закона

парламентом). Конституции ряда

государств провозглашают особу

монарха "священной и

неприкосновенной" (Марокко).

Нередко монарх и королевская

семья владеют огромным личным

состоянием, размеры которого

обычно не сообщаются и составляют

государственную тайну.

Монарх занимает свой пост

автоматически на основе

действующего в стране порядка

престолонаследия. При

наследовании престола

несовершеннолетним монархом или

при временной недееспособности

последнего прерогативы главы

государства осуществляет

специальный опекун-регент или

регентский совет. Во многих

странах обязательным условием

вступления на престол является

принадлежность к господствующей

религии (в Великобритании - к

англиканской церкви).

В парламентарных монархиях

смена главы государства не влияет

непосредственно на деятельность

других высших государственных

органов и не влечет за собой ни

досрочного роспуска парламента, ни

отставки правительства.

В парламентарных республиках и

монархиях глава государства не

может назначить правительство,

которое не располагает поддержкой

парламентского большинства. Т.е.

замещение поста премьер-

министра руководителем

политической партии, победившей

на парламентских выборах,

происходит почти автоматически.

Также главе государства

принадлежит в ряде стран право

досрочного роспуска парламента

или одной из его палат и

назначения внеочередных выборов

(Великобритания, Япония).

ПРЕЗИДЕНТ

В президентской республике глава

государства играет гораздо большую

роль, нежели в парламентарной, а

во многих странах с однопартийной

системой президент, будучи

лидером правящей партии,

обладает полномочиями, которые

на практике далеко выходят за

рамки, очерченные конституцией.

Президент парламентарной

республики не располагает

правительственной властью и

активного участия в управлении

государственными делами не

принимает. Он выполняет функции

преимущественно

представительского характера, хотя,

особенно если он принадлежит к

руководству правящей партии,

может оказывать весьма

значительное влияние на ход

государственных дел.

Исключительно важную роль в

руководстве и управлении гос.

делами играет президент в странах,

где он наделен правительственной

властью и формально является

единоличным носителем

исполнительной власти. Он как бы

совмещает в одном лице

полномочия главы государства и

главы правительства. Это типично

для президентских республик

(США, ряд стран Латинской

Америки).

В парламентарных республиках он

избирается чаще всего высшим

представительным учреждением

либо коллегией выборщиков с

участием парламентариев, а в

президентских республиках —

путем прямых выборов (Франция,

Исландия, Ирландия, Австрия).

При избрании главы государства

путем косвенных выборов

образуется коллегия выборщиков.

Иногда коллегия выборщиков

образуется из парламентариев и

представителей местных выборных

собраний (земель, областей,

штатов) (Италия, Индия, ФРГ). В

ФРГ федеральный президент

избирается коллегией выборщиков,

именуемой "Федеральное собрание",

в которую входят депутаты

Бундестага и равное им число

представителей от ландтагов

земель. В президентских

республиках коллегия по выборам

президента формируется на иных

началах. Так, в США ее члены

избираются населением страны,

причем каждый штат выбирает

число выборщиков, равное числу

его представителей в конгрессе.

Особенностью США является

наличие вице-президента,

избираемого в том же порядке и на

тот же срок, что и глава

государства.

Порядок выдвижения и условия

регистрации кандидатов на пост

главы государства также по-

разному устанавливаются

национальным законодательством.

В большинстве демократических

стран кандидат в президенты

выдвигается политическими

партиями. Формальные цензы,

которым должен удовлетворять

кандидат: требование пользования

в полном объеме гражданскими

правами, высокий возрастной ценз

и другие. Так, в США кандидат в

президенты должен быть

гражданином страны по рождению,

проживать не менее 14 лет на

территории США в период,

предшествующий выборам, и быть

не моложе 35 лет.

Большое политическое значение

имеют срок полномочий (1-7 лет)

главы государства, порядок его

переизбрания и прекращения

полномочий.

Прекращение президентского

мандата наступает по истечении

срока полномочий, в результате

досрочной отставки, осуждения в

порядке импичмента, отрешения от

должности или смерти.

Вопрос об ответственности

президента республики. Не несет

политической (парламентской)

ответственности. В

парламентарной республике

ответственность за действия главы

государства возлагается на

правительство, а в президентской

республике глава государства —

носитель правительственной

власти — не ответствен за свои

действия перед парламентом.

Президент республики несет

судебную ответственность.

Наиболее распространенные

основания: нарушение

конституции, совершение тяжких

государственных преступлений. В

США: измена, взяточничество или

совершение других тяжких

преступлений. В Италии президент

отвечает за государственную

измену и посягательство на

конституцию; в ФРГ — за

умышленное нарушение закона.

В президентских и

монократических республиках

президент - единоличный носитель

правительственной власти. Члены

правительства рассматриваются

обычно как помощники и

советники президента, им

назначаются и увольняются.

Президент в республиках со

смешанной формой правления

обладает правами досрочного

роспуска парламента (нижней

палаты), созыва чрезвычайных

сессий, возвращения законопроекта

для повторного обсуждения,

передачи его в орган

конституционного надзора,

законодательной инициативы.. В

странах, в которых глава

государства правом созыва и

роспуска парламента не обладает

(например, в США), это формально

мотивируется независимостью

законодательной и исполнительной

власти в соответствии с принципом

разделения властей. На практике и

в данной группе стран сохраняются

весьма значительные средства

воздействия на парламент,

используемые главой государства.

Одно из них — право вето на

законопроекты, вотированные

парламентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: