Из истории жизни и творчества

Краеведение

Л.М. Чернов - Плесский (1883 - 1938 гг.)

Из истории жизни и творчества.

Леонид Михайлович Чернов - Плесский. Фамилия этого, на сегодняшний день, признанного художника, многогранного, яркого, самобытного, трагического по своей судьбе, известно огромной аудитории. Интерес к его жизни и творчеству возрастает. Каждый эпизод, каждый штрих к историческому портрету талантливого мастера - живописца, графика, поэта, незаурядной личности - важен, востребован. Цель моего сообщения - познакомить слушателей с мало известными событиями его жизни.

В моей музейной практике было много исследований, поиска, открытий, итоги которых - комплектование музейного фонда, научное описание, устройство экспозиций и реже - публичные выступления. Тема "Л.М. Чернов - Плесский" - одна из самых увлекательных и результативных. Благодаря дочери художника - Наталье Леонидовне Корневой (бесконечно можно говорить о самоотверженности и смелости ее семьи в деле сохранения бесценного архива художника) музейный фонд в разные годы пополнялся мемориальными вещами Леонида Михайловича, живописными и графическими произведениями. (Часть коллекции занимала достойное место в краеведческой экспозиции "Кинешма. История и судьбы"). Последние поступления пришлись на 2006 г., когда, в результате моей поездки в г. Пушкин, где она проживает, Наталья Леонидовна передала в дар ИОХМ и КГХИМ десятки высокохудожественных графических работ 1920-х-30-х гг. Любопытно, что одним из предметов кинешемского музея стал совместный рисунок маленькой Наташи и ее талантливого папы.

Первый каталог[1] работ Л.М. Чернова - Плесского составлен в 1966 г., когда впервые после реабилитации художника в Кинешме была устроена персональная выставка его работ. Замечу, что в этом издании годы жизни художника означены как 1883 - 1943. Позже документально дата ухода из жизни мастера установлена иная - трагический 1938 год. Вступительная статья к каталогу написана Павлом Афанасьевичем Белкиным - кинешемским художником, лично знакомым с Леонидом Михайловичем.

В 2003 году в честь 120-летия со Дня рождения Леонида Михайловича в картинной галерее Кинешемского музея мы подготовили документально-художественную персональную выставку мастера под названием "Я хочу мир любовью обнять" (строка из стихотворения Чернова - Плесского), на открытие которой приезжали Наталья Леонидовна с сыном Дмитрием Михайловичем. Выставка имела широкий положительный резонанс. Тогда по просьбе редакции кинешемского радиовещания мною на основании музейного архива был подготовлен соответствующий репортаж, в основу которого в том числе легли воспоминания о художнике П.А. Белкина. Так как публикации этого материала не было, я предлагаю Вашему вниманию его фрагменты. Надеюсь, это поможет глубже понять личность Л.М. Чернова - Плесского - талантливого и честного Мастера и Человека.

Напомню общеизвестные сведения. Родом из Плеса, Леонид Михайлович большую часть своей жизни провел в Кинешме Еще в начале 1890-х гг. семья мещан Черновых переехала в наш город, где Леонид в 1899 г. заканчивает 4-классное городское училище с похвальным листом и по настоятельной просьбе учителя графических искусств В.Н. Потехина отправляется в Казань для поступления в Художественную школу, которая по сути была центром художественного образования всего Поволжья и находилась в непосредственном ведении Российской Академии Художеств. Школа была закончена с отличием. По счастью дипломная работа Леонида "Голубятники" сохранилась и является собственностью КГХИМ.

Как особо одаренного, 15 сентября 1905 г. Л. Чернова без экзаменов принимают в Петербургскую Академию Художеств. Там и появляется псевдоним " Плесский" по причине того, что на курсе было два студента с фамилией Чернов (кто знает, если бы псевдоним был выбран несколько позже, может быть он звучал бы как "Кинешемский"?!)

В 1914 г. Чернов - Плесский закончил Академию по Первой категории и за отличную дипломную работу получил право на заграничную командировку, которой не суждено было осуществиться из-за начала Мировой войны. По свидетельству современников, об Академии, профессорах, учебе Леонид Михайлович рассказывал много и охотно. П.А. Белкин вспоминал: "Разговаривая как-то о портретной живописи, об образе в портрете, он (Л.М.) рассказал об интересных заданиях, которые иногда практиковались в старой Академии. Студенты писали портрет без натуры, не только не видя, но и не зная портретируемого. Им объясняли, чем занимается этот человек, черты его характера и описывали внешний облик. По выполнении задания приводили натуру. И в большинстве случаев портреты были похожи, но главное - удавался психологический образ" (По легенде в кинешемском музее хранится графическая работа, выполненная Леонидом Михайловичем с закрытыми глазами (!)

После окончания Академии художник возвращается в Кинешму, живет на улице Вичугская, в доме своей матери. Мемориальная доска этот дом уже никогда не украсит - он не сохранился..

Как не сохранилась и значительная часть его произведений. На памяти старшего поколения - дизайнерские творения Леонида Михайловича. Многие помнят, как творчески был оформлен магазин "Рыба", размещавшийся в Красных торговых рядах. В 1970 - е годы (!!!) неоправданно варварски авторское декоративное панно с изображением рыбаков и морского улова было уничтожено наложением на него пресловутого туалетного кафеля. Комментарии подобного вандализма могут быть соответствующими. А вот как вспоминает о том творческом заказе П.А. Белкин: "Памятен случай с заказом рыбного магазина. Там был сделан ремонт, художники расписали потолок орнаментами, а по верху стен - фриз с разными рыбами. Леонид Михайлович написал здесь два панно - рыбаки на промыслах. Одно из них многофигурное размером приблизительно 3 Х 1,5 метра, другое небольшое в простенке. Эскизы акварелью были сделаны у него раньше. Он собирался пописать фигуры с натуры прежде чем приступить к панно, но почему - то не сделал этого. Однако оба панно скомпонованы и написаны живо и интересно, и трудно поверить, что все написано от себя. Чувствуется аромат моря, легкий ветерок, надувший парус шхун, трудовое напряжение рыбаков, тянущих сети, еще трепещущая рыба в больших корзинах. И все это пронизано ярким солнечным светом.

Кроме этих панно, Леонид Михайлович выполнял для магазина оформление двух многоплановых оконных витрин. На заднем плане, на стеклах, он написал "на просвет" морские пейзажи. А впереди стекол надо было поставить вырезанные из фанеры фигуры рыбаков, грузчиков, бочки с рыбой и прочее, развесить натуральные сети, расположить пирамиды банок из рыбных консервов и другие атрибуты.

Расписав стекла, Леонид Михайлович не приступал к вырезным фигурам до последней ночи перед открытием магазина. И напрасно выходил из себя, ругался и угрожал заведующий рыбным магазином Сладков - Леонид Михайлович был невозмутим и только отвечал, что ко времени все будет готово. Вечером он сделал углем рисунки на фанере и тут же столяр стал выпиливать их. По проклейке Л.М. написал а-ла-прима фигуры рыбаков, рыбачек, грузчиков, корзины с рыбой, бочки и прочее. И как написал! Все художники были в восторге ".[2]

(Делая отступление, хочу сказать, что к теме рыбаков и Волги Леонид Михайлович обращался неоднократно. В фонде ИГОИКМ им. Д.Г. Бурылина (ИОКМ № 1179) хранится работа Леонида Михайлович "Волгари" 1935 г. Это произведение экспонировалось на вышеупомянутой выставке "Я хочу мир любовью объять")

"Рано утром осторожно на руках перенесли фигуры в магазин и установили на место. Развесили сети, уложили консервные банки. Жаль, что через несколько лет фанера стала трескаться, расклеиваться. Перед войной 1941 - 1945 гг. эти фигуры заново переделались другими художниками и результат был уже не тот. А после войны в магазине уцелели лишь панно, много потерявшие в цвете из-за сырости." Что было дальше, мы уже знаем...

Современники художника вспоминают, что многие картины Л.М. украшали рестораны и столовые, места общественного питания города. П. Белкин констатирует, что именно в годы войны они "подверглись варварской реставрации невежественного самоучки". К сожалению, и в наше время "горе - реставраторы" берут на себя такую "смелость". Накануне открытия выставки была проведена поисковая работа, и в результате житель г. Кинешма Анна Дмитриевна Бирюкова передала в дар музею один из замечательных этюдов (КГХИМ № 3368), к сожалению тоже "отреставрированный" и совсем недавно.

В КГХИМ экспонируется великолепный этюд Л.М. Чернова - Плесского, где изображен спуск к Волге в Плесе. В связи с написанием этого этюда есть такое воспоминание. П.А. Белкин цитирует Леонида Михайловича: "Вскоре по окончании Академии я (Л.М.) навестил родных в Плесе. И там мне понравилось это место. Начал писать.А на следующий день место было занято. Тут расположились под зонтами Александр Владимирович Маковский с женой. Пришлось поссориться. Но место я отвоевал. И вот написал этот этюд."

По свидетельству Павла Афанасьевича Леонид Михайлович хорошо был знаком с известным художником Исааком Израилевичем Бродским, но живопись его не любил. В свое время Бродский предложил Чернову - Плесскому обменяться этюдами. На что (по свидетельству П. Белкина) Леонид Михайлович ответил: "Я могу обменяться при условии, что Вы мне дадите тот этюд, который я выберу и в обмен возьмите тот, который я Вам дам." Обмен не состоялся.

Известно, что Леонид Михайлович был натурой страстной, эмоциональной. Бескомпромиссный в споре, он увлекался так, что порой забывал о первопричине разговора. Так, проживая некоторое время в Нижнем Новгороде он оказался в трудном финансовом положении. Ему посоветовали обратиться за помощью к А.М. Горькому. В свое время об этом визите он так рассказывал П.А. Белкину: "Я пришел вечером, но его не было дома. Стал ждать, ходил около. Но вот вижу, сразу узнал - идет Горький. Крупными шагами, размахивает руками. Вышитая рубашка подпоясана поясом." Далее было чаепитие и бесконечные разговоры про искусство. "За чаем,- вспоминает Л.М.,- он закидал меня вопросами о живописи, о художниках. Я отвечал. Потом незаметно между нами возник жаркий спор об искусстве. Ушел от него поздно ночью, и когда вышел за калитку, вспомнил, что забыл попросить денег".

Долгое время Леонид Михайлович сотрудничал с Кинешемским театром им. А.Н.Островского. И там он проявил удивительный талант, применяя в оформлении спектаклей оригинальные решения. По воспоминаниям того же Белкина перед самым спектаклем задники и отдельные части декораций Леонид Михайлович смачивал водой. В соответствии с замыслом художника, постепенно высыхая, они изменялись, вызывая восторг у зрителя. Е.И. Баженова - старейший кинешемский художник, поделилась воспоминаниями своего супруга - Б.П. Кустова, лично знакомого с Леонидом Михайловичем. Для того, чтобы придать изображаемому на театральном заднике пейзажу эффект особой легкости, воздушности, Леонид Михайлович применял вот такой необычный метод: разливал небольшое количество краски на ткань, а затем...ходил по ней.

Во всем он был изобретателен и оригинален. Известно его увлечение фотографией. Отпечатки он тоже делал по собственной технологии: "Не отпуская бумагу в проявитель, как это всегда делается, он всегда смачивал ее водой, потом набирал проявитель в ватный тампон и насыщал им бумагу, больше в тех местах, где считал нужным. Фотографии получались мягкие, сочные, выразительные."

Леонид Михайлович был неравнодушен к технике. У него были собственные велосипед и мотоцикл. Велосипед был почему - то дамский. Про него помнит Наталья Леонидовна. При нашей последней встрече она вспоминала, что папа иногда брал ее на велосипедные прогулки, во время которых он часто останавливался и, забывая про нее, увлеченно рисовал. Однажды с такой прогулки дочь возвратилась совершенно голодная и... в одной сандалии. Про увлечение мотоциклом вспоминает Павел Афанасьевич:" (Л.М.) любил возиться с мотоциклом. Он (мотоцикл)был старый, часто капризничал. Иногда он отказывал где - нибудь за городом. Леонид Михайлович оставлял его в ближайшей деревне, а потом нанимал извозчика, чтобы привезти домой." Так или иначе, к мотоциклу Л.М. относился с" большим уважением", хранился он не в гараже, а в жилой комнате (жил художник в то время у своей матери на ул. Вичугская) "В его большой комнате, - вспоминает Белкин - этюды на стенах, этажерка заполнена книгами. И большой стол. На нем - этюдник, книги, фотопринадлежности и...слесарные инструменты. У перегородки - мотоцикл."

Светлое жизнеутверждающее творчество Леонида Михайловича характеризуют его как личность - восторженную, любознательную, умеющую удивляться и удивлять. Щедрую на добрые дела. В подтверждение приведу еще одну цитату из воспоминаний Белкина: "Леонид Михайлович был добрым, простым и нетребовательным человеком. За деньгами, за славой не гнался. Но был внимателен к другим, по многу и душевно разговаривал с молодежью, тянувшейся к искусству. Вел кружки самодеятельных художников, отдавая много сил и времени этому делу. Преподавание вел интересно, объясняя на словах и показывая делом - рисовал и писал вместе с кружковцами."

О художнике Чернове - Плесском свидетельствуют его работы, пронизанные любовью к жизни, Красоте, людям. Их осталось немного, но они столь талантливы, что вызывают восторг у самых взыскательных искусствоведов и широкого круга любителей искусства. Он был художник во всем, вплоть до манеры одеваться, в жесте, в пластике, особенно, если находился под "прицелом" фотообъектива. Некоторые фотографии сохранились и находятся в семейном и музейном архивах.

Счастье, что работы Большого Мастера с нами, как душа художника, чистая, выстрадавшая бессмертие.

"Мне хотелось несбыточных, сладостных грез.

Мне хотелось бы счастья, страдания, слез.

Мне за всех бы хотелося плакать, страдать.

Я хочу мир любовно любовью обнять"

Л.М. Чернов - Плесский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: