Законы эволюции

Становление постнеклассической науки

В этом невообразимо протяжённом

Пространственно-временном континууме возникают

Взаимосвязи и паттерны, носящие по преимуществу

Динамический характер и впервые позволившие

Заложить научные основы идеи всеобщей, открытой эволюции, осуществляющей взаимосвязь между многими

Нередуцируемыми уровнями.

Э. Янч

В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвёртую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука (Стёпин 1992: 182; Стёпин, Кузнецова 1994:196).

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал предпосылки формирования единой научной картины мира. Очень долго идея единства существовала как идеал. Но сегодня возникли реальные возможности объединения представлений о 3 сферах бытия – неживом мире, мире живого и мире человека в целостную научную картину на основе общенаучных принципов УИ. Постнеклассическая стадия развития науки в самом общем виде характеризуется:

^ интенсивным применением научных знаний во всех сферах социальной жизни;

^ революцией в средствах хранения и получения информации (сложные приборные комплексы, компьютеризация науки);

^ переходом от дисциплинарной стадии развития к постдисциплинарной; выдвижением на первый план междисциплинарных, проблемно-ориентированных исследований единого, необратимого процесса УИ Вселенной, идеи Э становятся основой синтеза картин реальности;

^ внедрением идеала исторической реконструкции (воспроизведение этапов Э);

^ соотношением этики науки с гуманистическими принципами и ценностями, поскольку изучаются объекты, в которые включён человек;

^ тем, что система[38] предстаёт перед нами как набор когерентных, развивающихся процессов, проявляющихся во Вр в виде устойчивых структур, не имеющих ничего общего ни с равновесием, ни с жёсткостью технологических структур, например, гусеница, бабочка представляют собой две временно стабилизированные структуры в когерентной Э одной системы (Назаретян 1991: 41-42; Стёпин и др. 1996: 297-298; Стёпин 2000: 641-671; Янч 1999).

Сегодня особенно актуальны идеи Ф. Энгельса об интеграции естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и создании единой философской теории развития природы, общества и мышления. Основой такой интеграции науки и культуры является теория УИ. Ранее принцип Э не был доминирующим в Е (Стёпин, Кузнецова 1994: 196-226; Ласло 1997; Янч 1999: 145-157).

В утверждение модели УИ как основы построения современной общенаучной картины внесли свою лепту многие естественнонаучные дисциплины, но определяющее значение имели 3 направления: теория биологической Э, теория нестационарной Вселенной и общенаучные теории (Стёпин, Кузнецова 1994: 200; Стёпин 2000: 646).

q Теория биологической Э складывается, прежде всего, на основе теории Ч. Дарвина (сегодня – синтетическая теория биологической Э);

§ учений о биосфере В.И. Вернадского[39] и ноосфере П.Т. де Шардена[40];

§ теорий эволюционного катализа и биохимической Э;

§ моделей самоорганизации “живых” макромолекул в единую эволюционирующую систему – ГЦ (М. Эйген), перехода от ГЦ к возникновению клеточных мембран и данных молекулярной биологии, генетики;

§ теории АСГ: многочисленный эмпирический материал разных наук синтезируется в единую теорию АСГ – Э от приматов к человеку.

q Теория нестационарной Вселенной базируется на эмпирических подтверждениях эволюционирующей модели Вселенной Фридмана-Гамова, на теории раздувающейся Вселенной и инфляционных моделях; доказательствах онтогенеза звёзд. Взгляд человека проникает до 1,5·1026м.: на таком расстоянии были обнаружены квазары, объекты, испускающие сильное излучение. Они удаляются со скоростью 90% скорости света, сегодня мы видим свет, который они испустили тогда, когда Вселенная была в 8 раз моложе[41].

q В науке с 40-х гг. ХХ в. появляются общенаучные направления:

§ кибернетика (наука об управлении), теория информации (исследует количество информации, схемы взаимосвязи систем) и общая теория систем (описывает поведение систем разной природы); эти направления сегодня объединяются в “философию № 2”, предельно общую теорию, метафизическим ядром которой является ген “шум-сигнал”, а основные категории теории: цель, система управления – среда, отражение-информационное моделирование, прямые-обратные связи;

§ теории самоорганизации различных систем (Г. Хакен, И. Пригожин и М. Эйген), объединённые в “философию № 3”-синергетику, с метафизическим ядром “хаос-порядок”.

В методологии постнеклассической науки ведущее место занимают:

? Модельная гносеология и принцип относительности всех понятий и теорий: в арсенале современной науки имеются теорема Гёделя о неполноте, принцип неопределённости, принцип дополнительности, многозначные логики. В рамках модельной гносеологии противоречащие друг другу представления видятся, как правило, не взаимоисключающими, а взаимодополнительными. Задача научных исследований – построение моделей мира, позволяющих повышать инструментальный потенциал интеллекта и совершенствовать механизмы самоограничения.

? Метод актуализма: общенаучный метод, используемый в науках, предметом изучения которых являются эволюционирующие сложные системы. Метод нацелен на постижение закономерностей развития событий прошлого (будущего) посредством сопоставления с исследованными современными аналогами.

С одной стороны, современное экспериментальное исследование Э является ключом к постижению её сущности, с другой, зависимость познания от развития науки, её технических, теоретических средств отражает тот факт, что завтра может быть познано то, что сегодня находится за “тёмной завесой”. В гносеологическом плане фактор Вр определяет то обстоятельство, что развивающаяся наука позволяет получить ответы на те вопросы, которые не могли быть решены в прошлом, не до конца прояснены в настоящем, но могут быть решены в будущем.

Фактор более совершенного будущего вносит парадоксальные оттенки в теорию познания, – безвозвратно ушедшее прошлое может быть смоделировано через изученное настоящее, а поскольку в настоящем объекта содержится в “снятом” виде его история, очень важно как можно лучше изучить современное состояние объекта, чтобы точнее представить себе его покрытое тайной прошлое (Федорович 1997).

? Метод элевационизма: общенаучный метод, требующий объяснения более простых явлений по аналогии с более сложными явлениями, сквозь призму их потенциального развития (Назаретян 1991: 40-41, 216).

Метод противоположен редукционизму и представляет простейшие физические системы как “дочеловека”. Согласно современным научным представлениям, исключающим потустороннее вмешательство, качественные эволюционные новообразования – жизнь, культура, интеллект возникли из физического движения. Если это так, то возникает вопрос: что же это такое присуще физическим взаимодействиям, что, не будучи ещё ни жизнью, ни мышлением составляет предпосылки будущей пристрастной борьбы высокоорганизованных систем за сохранение неравновесия со средой, борьбы, дающей начало на более поздних стадиях Э явлениям субъективной реальности?

? Идея антропоцентризма: выдвижение человека в центр научной картины мира. По-новому видится роль человека, мы уже не просто осознающая себя Вселенная, мы уже и творцы этой Э. Осознаются проблемы биоэтики, истоков, становления и перспектив Интеллекта, проблема отношений естественного и искусственного Интеллекта становится одной из ключевых проблем будущего.

? Компьютерное моделирование. Изменяются представления о стратегиях эмпирического исследования. В физике для проверки новых гипотез невозможно создать прибор (например, ускоритель микрочастиц), невозможно экспериментировать с развивающейся системой. Эмпирический анализ можно осуществить методом вычислительного эксперимента на компьютере. И. Пригожин, И. Стенгерс приводят примеры моделирования неравновесных состояний материи, возникновения новых состояний порядка:

· моделирование рождения гидродинамических вихрей;

· двухмерное моделирование возникновения структур Тьюринга, химической самоорганизации (Назаретян 1991:40-41, 1995:111-114; Пригожин, Стенгерс 1999:62,66; Стёпин 1992:182-186, 2000:641-697; Янч 1999: 145-150).

Во многих работах отмечается ещё одна черта современной науки: обращение внимания к параллелям между представлениями древних восточных культур и идеями синергетики, современной физики и космологии, ценностями и смыслами современного научного познания. Одним из первых на это обратил внимание К. Юнг в работе Йога и Запад. По Юнгу, с развитием цивилизации, в которой господствует логическое мышление, мы стали богатыми в познаниях, но бедны мудростью. Исследованию параллелей современная физика – мистицизм Востока посвящена книга Ф. Капры Дао физики. Проанализируем некоторые параллели восток – запад.

\ Сущность восточного мировоззрения – осознание единства и взаимосвязанности всех вещей и явлений, восприятие явлений как проявление лежащего в их основе единства. Принципиальное единство Вселенной – одно из основных откровений современной физики: любая “элементарная” частица – это не независимая неразложимая на части единица, а набор связей частицы со средой.

\ Представление восточных мистиков о противоположностях как различных сторонах единого (ИНЬ и ЯНЬ в китайской философии) соответствует понятию дополнительности Н. Бора (частица и волна).

\ Представление древних восточных философов о том, что Пр и Вр, геометрические построения – формы мышления, соответствует модельной гносеологии постнеклассики (Капра 1994: 108-141).

Родственности синергетического образа мышления и восточного типа мировосприятия посвящена глава Синергетика на перекрёстке культур книги Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова Законы Э и самоорганизации сложных систем. Отмечаются основополагающие идеи Востока, получающие конкретные интерпретации в синергетике:

\ всё во всём;

\ потенциальное и непроявленное;

\ идеи цикличности и вечного возвращения;

\ созидательной роли случайности.

В книге Теоретическое знание В.С. Стёпина последняя глава посвящена анализу эпохи постнеклассической науки. В конце данной главы рассмотрены два аспекта китайской философии, которые перекликаются с вопросами методологии и этики современной науки.

В китайских учениях противопоставление силы ненасилию получило развитие в терминах вэй и у-вэй (приложение силы и недеяние). Недеяние или у-вэй означало не отсутствие действия, а такое действие, которое позволяет природе развиваться собственным путём. Принцип у-вэй требовал почувствовать естественные ритмы природного мира и действовать в соответствии с ними, позволяя самой природе развёртывать свои потенции и выбирать такие пути развития процессов, которые согласуются с человеческими потребностями.

Другой аспект затрагивает проблему взаимосвязи нравственности и истины (цель научного знания). В западной науке научная истина была обособлена от этики. В восточных учениях такого обособления не было: истина не в исследовании объектов с целью овладения ими, а в достижении однобытия с миром. Познать вещь можно только, следуя дао: естественный путь вещей и одновременно нравственный путь, который должен пройти человек. Дао открывается только нравственным людям. Активность человека, направленная на постижение внешнего мира, и его активность, направленная на совершенствование своего внутреннего мира, должны быть согласованы и предполагают друг друга (Стёпин 2000: 694-696).

В науке начала формироваться единая междисциплинарная теория УИ на основе идей диалектической философии, теории биологической эволюции, теории информации и синергетики. Э. Ласло считает: трансдисциплинарная единая теория непременно возникнет, и будет описывать различные фазы и грани Э с инвариантными общими законами. Эти законы позволят описывать кванты и атомы, молекулы и клетки, живые и социальные организмы по единой схеме (Назаретян 1991; Моисеев 1998; Ласло 1997; Спир, 1999; Янч 1999; Кристиан 2001).

Э. Янч замечает: центральными аспектами становящейся постнеклассической науки являются идеи самоорганизации, динамики системных процессов, непрерывного изменения и коэволюции со средой, самопревращения или Э эволюционных процессов. Наука переходит к мышлению, ориентированному на процесс, вводя понятие необратимости или направленности процессов во Вр (Янч 1999: 150).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: