double arrow

Вопрос № 2. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности. Вынесение постановления по результатам рассмотрения дела


По общему правилу для рассмотрения дела об административном правонарушении установлен срок, продолжительностью 15 дней с момента получениядолжностным лицом, правомочным рассматривать соответствующее дело, протоколаоб административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

В случае передачи дела об административном правонарушении для рассмотрения судье, дело рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ).

Срок рассмотрения дела исчисляется в календарных днях (не рабочие дни из подсчета не исключаются) и его нарушение не влечет за собой прекращение производства по делу, так как он относится к процессуальным срокам.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).




Выполнив все необходимые действия, должностное лицо в назначенный день приступает к рассмотрению административного дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении(ст. 29.7 КоАП РФ):

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе должностного лица, рассматривающего дела, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвод специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.



8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Производство по делу ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Если лица, участвующие в производстве, не владеют русским языком, то им предоставляется право выступать и давать объяснения на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Лица, участвующие в производстве по делу, имеют право (в письменной форме) заявлять ходатайства, которые подлежат обязательному рассмотрению должностным лицом, рассматривающим дело. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства оформляется в виде определения.



Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица, рассматривающим дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении также принимаются во внимание обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также общие правила назначения административного наказания (ст. 4.1-4.3 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих постановлений(ст. 29.9 КоАП РФ):

о назначении административного наказания;

о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности могут быть применены следующие виды административных наказаний:

предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ);

административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ);

административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ).

Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности,несут ответственностьв соответствии с законодательством Российской Федерации:

нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях (за исключением курения табака на детских площадках), в помещениях и на объектах (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1,5 тыс. руб.;

нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. руб.;

несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 60 тыс. руб.;

несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 80 тыс. руб.;

неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателейв размере от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 60 до 90 тыс. руб.;

нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 до 100 тыс. руб.;

выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 7 до 12 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 120 тыс. руб.;

нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц– от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;

нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц – 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.;

нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности (ст. 11.16 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.;

нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан – от 1 до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 6 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц – от 150 до 200 тыс. руб.;

те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ) влекут наложение административного штрафа на граждан в размере – от 2 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.;

нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ) влечетналожение административного штрафа на граждан в размере – от 2 до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 6 до 15 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 150 до 200 тыс. руб.;

нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений(ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере – от 3 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 15 до 20 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30 до 40 тыс. руб.; на юридических лиц – от 150 до 200 тыс. руб.;

повторное совершение административного правонарушения (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере – от 4 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 200 до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере – от 4 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 до 400 тыс. руб.;

неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7 ст. 20.4 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере – от 15 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 90 до 100 тыс. руб.;

нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере – от 1,5 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 7 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 120 до 150 тыс. руб.

Предупреждение как вид административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности может быть назначен всем субъектам (граждане; должностные лица; лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица), указанным в санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по гражданским делам за III квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г.). Вопрос 15).

Наложение административного штрафа.При применении нормы ст. 4.2 КоАП РФ и определении конкретного размера штрафа необходимо исходить из того, что в силу ч. 1 и 2 ст. 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП. (в ред. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны(ст. 29.10 КоАП РФ):

должность, фамилия, имя, отчество должностного лица вынесшего постановление;

дата и место рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

мотивированное решение по делу;

срок и порядок обжалования постановления.

Постановление по делу подписывается должностным лицом, вынесшим постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического, или юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

после истечения срока, установленного для обжалования постановления;

после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе;

немедленно после вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением случаев взыскания суммы административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

Статьей 32.2. КоАП РФ предусмотрена добровольная уплата штрафа не позднее 30 днейсо дня вступления постановления в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, прекращает исполнение постановления в случае (ст. 31.7 КоАП РФ):

издания акта амнистии;

отмены или признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

смерти лица, привлеченного к административной ответственности;

истечения срока давности исполнения постановления (если оно не приведено в исполнение в течении года со дня его вступления в законную силу);

отмены постановления.

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, должностное лицо, рассматривавшее дело может вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представление.

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (введён в действие Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

5. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по гражданским делам за III квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г.).

6. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

7. Производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности: Методическое пособие (издание 2-е, доп.). – Пермь, 2007. – 290 с.

8. Зиневич С.В., Костючик В.А. Вопросы применения кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Сборник судебных нормативных документов. – Тюмень: Тюменский дом печати, 2007. – 384 с.


Лекция 3. Административное приостановление и временный
запрет деятельности

Вопросы лекции:

1. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания в области пожарной безопасности.

2. Временный запрет деятельности. Порядок применения за нарушения требований пожарной безопасности.







Сейчас читают про: