Функции рынка. Функции рынка многообразны

Функции рынка многообразны. К числу подобных следует отнести функцию регулирования общественного производства. Дело в том, что фирмы, корпорации могут определять ситуацию на рынке лишь посредством экспертных оценок. Фирма может проанализировать конъюнктуру рынка и на этой основе сделать прогноз своих действий. Но окончательная ситуация выяснится после поступления товаров на рынок. Устанавливаемое здесь соотношение спроса и предложения предопределит, какие товары и в каком объеме нужны потребителю, тем самым скорректируется производство относительно нужд и запросов покупателей материальных благ и услуг.

Весьма важна для экономики ценообразующая функция рынка. Цена говорит и производителю, и потребителю об очень многом. Они получают информацию об объеме и тенденциях развития спроса, об издержках и уровне рентабельности, о доходах населения и так далее и тому подобное. Только рынок дает окончательный ответ на вопрос об уровне цен на реализуемые товары и услуги.

С ценообразующей тесно связана информационная функция рынка. Она чрезвычайно важна и для продавца, и для покупателя. Эту информацию получают непосредственные субъекты рыночных отношений, позволяющие принимать тактические и стратегические действия на рынке товаров и услуг. Но информационная функция еще более важна потенциальным участникам рыночных отношений. Она выполняется товарными и фондовыми биржами, снабжая читателей оперативными сведениями об уровне цен, числе состоявшихся продаж и т.д.

Следующей функцией рынка можно назвать конкуренцию, а точнее - конкурентообразующую. Конкуренция - очень важный двигатель научного и технического прогресса, соперничества между производителями и предпринимателями. Важна здесь не фиксирующая сторона дела (она также имеет значение), а то, что рынок посредством своего механизма и выполняемых функций формирует конкурентную среду. Самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом аспекте дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. В этом плане вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в известном смысле - синонимы, так как одно без другого не существует. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста. Но конкуренция обладает и разрушительной силой.

С учетом этого целесообразно выделить санирующую функцию рынка. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет. Не выдерживающие конкуренцию производства сходят со сцены. Конечно, их можно преобразовать, модернизировать, сохранив при этом прежние названия, но на рынке будут выступать не прежние, а новые производители и продавцы. Посредством санирования рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизненных субъектов, но побуждает к развитию молодую, полную жизни производственную поросль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: