Основные функции режима в условиях исправительных учреждений

Уяснение сущности и значения функций режима в условиях исправительных учреждений предопределяет необходимость их сопоставления с общими функциями уголовно-исполнительного права.

Соотношение функций уголовно-исполнительного права и режима исполнения наказаний следует рассматривать, как общее к частному. Отраслевые правовые функции (уголовно-исполнительные) предметно реализуются посредством выполнения функций режимного порядка, т.е. в процессе установления порядка и условий содержания осуждённых к лишению свободы.

К функциям действующего уголовно-исполнительного права в целом следует отнести:

1) исправительная функция, суть которой состоит в том, что уголовно-исполнительное право служит гуманной цели – выработке у осужденного социально-полезных свойств, не нарушая, а лишь ограничивая его человеческие права;

2) предупредительная функция обеспечивает профилактику преступлений, имеет своей целью их общее и частное предупреждение;

3) регулятивная функция гарантирует процесс межсубъектных уголовно-исполнительных отношений, возникающих в связи и по поводу исполнения (отбывания) уголовного наказания;

4) охранительная функция обеспечивает охрану прав, свобод и законных интересов осужденных и персонала исправительных учреждений;

5) воспитательная функция выражается тем положением закона, что одним из основных средств исправления осужденных является воспитательная работа с ними;

6) социальная функция заключается в оказании осужденным помощи в их социальной адаптации.

Основные функции режима в условиях исправительных учреждений, их перечень и правовое содержание предопределены тем набором (совокупностью) взаимосвязанных задач, выполнение которых, возложено в целом на правовую отрасль уголовно-исполнительного права. Режим выполняет функции, отражающие его социально-правовое значение.

К основным функциям режима исправительных учреждений следует относить:

а) карательную;

б) охранительную;

в) обеспечительную;

г) обязывающую;

д) контрольную;

е) предупредительно-профилактическую;

ж) исправительно-воспитательную функцию и ряд других.

Указанные функции, характеризуя предназначение режима отбывания наказания, обеспечивают то обстоятельство, как проявляется специфика правового положения осуждённых к лишению свободы. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными ООН 1955 года (ст. 65) выражению «режим» соответствует выражение «обращение с заключёнными», в процессе которого «следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать своё существование после освобождения. Обращение с заключёнными должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности».

Карательная функция режима (ст. 1 УИК) выражена задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. Кроме того, она находит своё выражение и в том, что режим отражает степень тяжести наказания в виде лишения свободы. В его рамках применяются все средства воздействия на осуждённых, как карательного, так и исправительного характера. В условиях режима отбывания наказания проходит вся жизнь осуждённых на определённый приговором суда срок. Выполнение режимных требований обеспечивает исполнение осуждёнными возложенных на них обязанностей. Именно это положение закона следует рассматривать в качестве неотъемлемого требования режима содержания осуждённых. Обязанности и права осуждённых в законодательстве урегулированы достаточно полно. Дополнительных обязанностей (кроме обязанностей указанных в законе) на осуждённых возлагать нельзя.

Охранительная функция - реализуется путём строгой охраны и изоляции осуждённых, постоянного надзора за их поведением, режимом особых условий (ст.85), мерами безопасности (ст. 86) и др.

Степень изоляции определяется видом исправительного учреждения. Наиболее полная изоляция достигается в тюрьмах и исправительных колониях особого режима (всех видов), наименьшая в колониях-поселениях. Уголовно-исполнительный кодекс существенно разнообразил возможности дифференциации условий отбывания наказаний в одном виде исправительного учреждения (следовательно, и степень изоляции) в зависимости от поведения осуждённых, введя обычные, облегчённые и строгие (а в ВК ещё и льготные) условия отбывания наказания в виде лишения свободы.

Степень изоляции может быть усилена за счёт применения таких строгих мер дисциплинарного наказания, как водворение в ШИЗО (штрафной изолятор) и ДИЗО (дисциплинарный изолятор в воспитательных колониях), одиночную камеру либо в ПКТ (помещение камерного типа) или ЕПКТ (единые помещения камерного типа). Возможны переводы осуждённых из исправительных колоний в тюрьму или из колонии-поселения в исправительные колонии общего или строгого режима. Изоляция осуждённых осуществляется путём наружной охраны и надзора за ними.

Строгое исполнение всего комплекса режимных предписаний призвано обеспечить личную безопасность осуждённых (ст. 13 УИК и личную безопасность персонала ст. 86 УИК). Согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5743-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на учреждения, исполняющие наказания возлагаются обязанности по обеспечению правопорядка, законности и безопасности осуждённых. Это положение в полной мере распространяется и на персонал, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории;

Функция обеспечения – гарантируется обязанностью администрации обеспечить процесс реализации прав и законных интересов осуждённых. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить удовлетворение осуждёнными минимальных потребностей. Осуждённым гарантируется право на обжалование действий администрации; приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; получение свиданий; телефонные разговоры и т. д.

Функция обеспечения реализуется и путём создания условий безопасности посредством раздельного содержания различных их категорий.

Режим содержания (ч. 2 ст. 82 УИК) создаёт условия для применения иных средств исправления осуждённых. С этих позиций необходимо выделять нормы УИК, определяющие условия и порядок применения в отношении осуждённых, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. Сюда же следует относить нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осуждённых. Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, одной из основных задач которой, является обеспечение личной безопасности осуждённых, персонала исправительных учреждений и иных лиц.

Обязывающая функция (основная, доминирующая) – выражается практически во всех правовых ограничениях, обусловленных правовым статусом осуждённых. Порядок исполнения и отбывания наказания, образующий содержание режима содержания осуждённых, включает в себя совокупность правил, определяющих общие и конкретизированные условия отбывания лишения свободы (ст.ст. 87, 120, 121 УИК и др.).

Режимные требования в той или иной степени распространяются на всех субъектов уголовно-исполнительных отношений. В сферу действия режима содержания включены, с одной стороны, осуждённые, отбывающие лишение свободы, с другой стороны – администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осуждённые, представители общественных объединений, участвующие в процессе исправления осуждённых, должностные лица органов государственной власти и управления.

Для осуждённых, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, суть режима их содержания выражается в основном в форме обязанностей, подлежащих неукоснительному исполнению. Неисполнение режимных требований влечёт за собой применение мер дисциплинарного воздействия, либо иных мер существенно изменяющих (ужесточающих) правовое положение осуждённых.

Режим содержания осуждённых предопределяет и совокупность обязанностей администрации исправительных учреждений по его обеспечению, а также её прав, посредством осуществления которых основные положения режима поддерживаются.

Для администрации предприятий и организаций, где работают осуждённые, представителей общественных объединений, участвующих в исправлении осуждённых режим является средством позитивного воздействия и контроля за соблюдением законности в процессе организации исправительного воздействия. Действенность режима обеспечивается и контролем со стороны должностных лиц органов государственной власти.

Контрольная функция – выражена необходимостью полного и предметного контроля за всем ходом и порядком исполнения уголовного наказания. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, (ч. 6 ст. 82) наделяет администрацию исправительного учреждения правом на производство досмотра находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств. Она наделена правом на изъятие запрещённых вещей и документов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Порядок производства обысков и досмотров определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласования с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Перечень вещей и предметов, которые осуждённым запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Обнаруженные у осуждённых деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осуждённого без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания.

Запрещённые предметы и продукты питания, изъятые у осуждённых, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чём составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Хранение приобретённых осуждёнными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Предупредительно-профилактическая функция – обеспечивает предупреждение и профилактику преступлений в исправительных учреждениях. Самостоятельное значение имеют те положения режимных требований, которые направлены на предупреждение преступлений и иных правонарушений, как со стороны осуждённых, так и иных лиц. Они находят своё выражение в правилах охраны и надзора за поведением осуждённых, применяемых мерах безопасности, проводимых профилактических мероприятиях.

Режим исполнения и отбывания наказания в этой связи призван обеспечивать:

1) охрану и изоляцию осуждённых (вопросы регулируются Инструкцией по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации). Изоляция от общества по своей сути означает принудительное помещение осуждённого в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права на свободное передвижение и ограничение социальных связей;

2) постоянный надзор за соблюдением осуждёнными установленного порядка отбывания наказания (вопросы регулируются Инструкцией о надзоре за осуждёнными, содержащимися в исправительных колониях), с целью недопущения правонарушений и преступлений.

Предупредительная функция обеспечивается и возможностью администрации исправительных учреждений осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ст. 84 УИК).

Именно это направление деятельности администрации исправительных учреждений, способно надлежащим образом обеспечить:

1) безопасность осуждённых, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

2) выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

3) розыск в установленном порядке осуждённых, совершивших побег из исправительных учреждений, а также уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

4) содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершённых осуждёнными до прибытия в исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции на основании Федерального закона от 5 июля 1995 года № 144-ФЗ «О оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, администрация исправительного учреждения (ст. 83 УК) вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений.

Исправительно-воспитательная функция – в ней выражается собирательно-содержательное значение всех вышеуказанных принципов т.к. их реализация, так или иначе, сопрягается с воспитательно-профилактическим воздействием на осуждённых в период отбывания ими уголовного наказания в виде лишения свободы.

В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правого порядка, и каждый преступник в процессе исправительного воздействия, не должен нарушать его.

Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.

Воспитательная функция режима проявляется в том, что он:

1) служит толчком к нравственному совершенствованию личности, в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы;

2) способствует формированию у осужденного необходимых не только в исправительном учреждении, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения;

3) содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания;

4) помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т. е. свободы;

5) способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем.

Подчёркивая карательную сущность режима содержания осуждённых, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации одновременно допускает возможность предоставления осуждённым некоторых его послаблений. Так осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 97 УИК), могут быть разрешён выезд за пределы исправительных учреждений.

Такие выезды могут быть:

1) краткосрочными – продолжительностью до семи суток. Предоставляются в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

2) длительнымина время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным – пенсионерам по возрасту, инвалидам первой и второй группы, а также осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, – на тот же срок.

Ослабление режимных требований может быть выражено и в форме; предоставления осуждённым длительных свиданий с правом проживания вне территории колонии (ч.1 ст. 89); перевода на облегчённые условия (ч.2 ст. 122) и льготные условия в воспитательных колониях (ч.4 ст. 133). В указанных случаях также устанавливаются (несколько иные) режимные требования, выраженные в основном в форме контроля за поведением осуждённых.

Таким образом, как справедливо отмечает проф. Т.Ф. Минязева, – режим это установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок жизни, быта, труда, учёбы и отдыха осуждённых, отражающий степень строгости их содержания в исправительных учреждениях различных видов, средство обеспечения исполнения наказания и поддержания дисциплины в исправительных учреждениях.

Кроме тогорежим дисциплинирует осуждённых, вырабатывает привычное и стойкое стремление к труду, повышению образовательного уровня, создаёт благоприятные условия для их социальной адаптации после отбытия наказания, способствует их нравственному оздоровлению.

Режим особых условий в исправительных учреждениях

С июня 1992 года в исправительно-трудовое законодательство, а затем в УИК (ст.85) внесено положение о режиме особых условий в исправительных учреждениях.

Такой режим вводится в случаях:

1) стихийного бедствия;

2) введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения;

3) при массовых беспорядках;

4) при групповых неповиновениях осуждённых.

В период действий особых условий в исправительных учреждениях может быть приостановлено осуществление некоторых прав осуждённых, предусмотренных ст. 88-97 УИК.

Так, в особых условиях может быть приостановлено:

1) право осуждённых на приобретение осуждёнными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК);

2) право на свидание осуждённых к лишению свободы;

3) право на получение осуждёнными посылок или передач;

4) право на переписку, телефонные разговоры, прогулки, просмотр фильмов, получение передач, литературы, передвижение без конвоя, выезды за пределы исправительного учреждения.

Осуществление указанных прав осуждённых временно приостанавливается т.к. их реализация осложняет процесс достижения целей, стоящих перед особыми условиями.

Кроме того, могут быть введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменён распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя Федеральной службы исполнения наказаний. Таким же правом наделён и начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, который обязан при принятии решения провести обязательное согласование с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях режим особых условий может быть продлён ещё до 30 суток.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осуждённых, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить режим особых условий самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение 3 суток принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введённых мер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: