Лишению свободы

Труд осужденных издавна признаётся одним из важнейших и действенных средств исправительного воздействия на осуждённых. Впервые правовое регулирование труда лиц, отбывающих наказание, было устанавлено в XIX столетии. Так, по царскому «Уставу о содержании под стражей», рабочий день арестантов не мог превышать 11 часов летом и 7 зимой, включая время принятия пищи и учебы.

В послереволюционный период, на законодательном уровне для заключенных устанавливался восьми часовой рабочий день[185]. В исправительно-трудовом кодексе 1933г. это положение нашло законодательное закрепление, но с оговоркой о том, что «изъятие из этих правил устанавливается Народным комиссариатом юстиции (НКЮ) РСФСР по согласованию с ВЦСПС» (ст. 74 ИТК 1933г.). Указанная норма фактически дублировала нормативное регулирование длительности рабочего дня для лиц, отбывающих наказание, установленное в «Положении об Исправительно-трудовых лагерях»[186]. По данному документу сохранялся 8-часовой рабочий день, но допускалось его продление (ст. 27).

Нормы оплаты и охраны труда устанавливались по аналогии с законодательством о труде, однако и органы, исполняющие наказание, имели право определять их самостоятельно, предварительно согласовав с Народным комиссариатом СССР (ст. 28).

В атмосфере эйфории строительства социализма господствовала политическая идея о «перековке преступников трудом». Ведомственными нормативными актами того времени, в этой связи, рабочий день удлинялся до 9, а затем до 10 часов, а день отдыха устанавливался раз в 10 дней. Кроме того, ведомственными актами предлагалось (рекомендовалось) выдавать заключенным горячую пищу 2 раза в сутки, до выхода на работу и после возвращения, т.е. рабочий день удлинялся за счет обеденного перерыва.

В 1939 году местная администрация исправительно-трудовых лагерей, расположенных на территории Колымы, вводит 11,5 часовой рабочий день. В 1941 году, после нападения Германии на СССР, устанавливался 11,5-часовой рабочий день во всех исправительно-трудовых лагерях. Указанное время исключало зачет того времени, которое затрачивалось осужденными на путь к месту работы и обратно (чистое время). Нередко рабочие бригады заключенных задерживали на производстве, пока они не выполнят дневную норму.

Отказ от работы осужденного в 30–40-е гг. рассматривался как серьезное правонарушение. По инструкции ОГПУ от 28.11.1933 года все, кто отказывался от работы, с целью усиления карательного воздействия направлялись в исправительно-трудовые лагеря Крайнего Севера. С 1937года отказ от работы рассматривался как «контрреволюционный саботаж строительства социализма» и лиц, виновных в этом, привлекали к уголовной ответственности в порядке ст. 58 УК РСФСР.

С начала войны за систематический отказ от работы суды могли вынести смертный приговор. В частности, например, в Воркутинском Исправительно-трудовом лагере в 1941году было осуждено за отказ от работы 204 человека, за побеги — 488, за антисоветскую агитацию и пропаганду — 322, по другим статьям Уголовного кодекса — 316 человек. Из них к высшей мере наказания были приговорены 431 человек[187].

После войны (1946г.) для осуждённых был введён для десяти часовой рабочий день. Вследствие прокатившихся по исправительно-трудовой системе лагерных забастовок 1953–1954 гг., а также под давлением мирового общественного мнения (в т. ч. Международной федерации вольных профсоюзов) в исправительно-трудовых лагерях и колониях был восстановлен восьми часовой рабочий день и еженедельный отдых. Данное положение подтвердил ИТК РСФСР 1970 года, в котором в (ст. 38) закреплялось: «Для лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, устанавливается восьмичасовой рабочий день...». Осужденным предоставлялся еженедельно один день отдыха. В порядке, предусмотренном законодательством о труде, они освобождались от работы в праздничные дни.

Значительные изменения, которые происходят в современной экономике страны, привели к тому, что развитие организационных форм трудоиспользования осужденных шло столь интенсивно, что большинство из них уже потребовало критического анализа. Практика показывает, что ряд форм организации труда осужденных уже устарел, даже не успев реализоваться в условиях уголовно-исполнительной системы.

Современное правовое регулирование труда лишенных свободы осуществляется на основании следующих нормативных положений:

1) глава 14. УИК «Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы»;

2) закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

3) Трудовой кодекс Российской Федерации;

4) рекомендации международно-правовых актов (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Международный пакт о гражданских и политических правах и др.).

Уголовно-исполнительное законодательство рассматривает труд осуждённых в качестве одного из основных средств их исправления и, в силу этого, устанавливает обязательней характер привлечения осужденных к труду. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (ст. 103 УИК).

Трудовое использование осужденных предполагает выполнение определенных правил. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду дифференцированно с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Действующая редакция статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса не предусматривает возможность осуждённых заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ). Исключение возможности осуждённых заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не представляется оправданным и логичным по следующим основаниям:

1) в индивидуальной трудовой деятельности осуждённых наиболее полно выражаются их личностные особенности (наклонности, стремления, способности, увлечения, психология), посредством учёта которых, должен выстраиваться весь алгоритм индивидуального исправительного воздействия;

2) индивидуальная деятельность носит творческий характер, повышает заинтересованность осуждённых в собственном положительном самовыражении, дисциплинирует их;

3) материальные результаты индивидуально трудовой деятельности в определённой степени могут компенсировать затраты на содержание осуждённых;

4) индивидуальная трудовая деятельность осуждённых в условиях исправительных учреждений способна порождать стремление к её продолжению после освобождения, а, следовательно, и облегчать процесс их ресоциализации и т.д.

Принудительное привлечение осуждённых к труду , признание труда средством их исправления оправдывается рядом следующих обстоятельств:

1) труд признаётся принудительным средством исправления осуждённых, что исключает необходимость получать их согласие;

2) трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства поддержания правопорядка в местах лишения свободы. Безделье разлагающе действует на них, способствует распространению субкультурных отношений и совершению правонарушений;

3) труд в современных условиях позволяет относительно нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания. Кроме того, нельзя упускать из виду оздоровительное (как в физическом, так и нравственном смысле) значение труда.

Рассматривая труд осуждённых в условиях исправительных учреждений с позиции его эффективности, следует отметить, что любой труд по принуждению (подневольный), даже должным образом организованный не может быть производительным на желаемом уровне. При этом нельзя отрицать позитивной роли труда, как средства исправительного воздействия на осуждённых в процессе организации и исполнения наказания. В основе такого позитива лежит не его воспитательное значение, а та мотивация, которая обуславливается интересами и исходит из его восприятия самими осуждёнными.

Мотивационные начала, побуждающие интересы осуждённых условно можно разделить на следующие группы:

1) мотивы, обусловленные материальными стимулами (пополнение лицевого счёта, увеличение возможности использовать его содержимое). Такие интересы полностью или частично отсутствуют при наличии у осуждённого не признаваемых им судебных исковых обязательств;

2) мотивы, обусловленные стремлением заслужить льготы или послабления режимных требований, возможностью условно-досрочного освобождения от наказания;

3) мотивация, основанная на психологическом восприятии труда как средства, позволяющего хотя бы на время, на подсознательном уровне отвлечься от суровой действительности неволи, ускорить на уровне восприятия течение времени, определённого сроком наказания.

Для отдельных категорий лиц, отбывающих наказание, устанавливается не обязанность трудиться, а право на труд (принцип гуманизма). Такое правило установлено для следующих осуждённых:

1) мужчины старше шестидесяти лет;

2) женщины старше пятидесяти пяти лет;

3) инвалидами первой или второй группы.

Указанные категории осуждённых привлекаются к труду по их желанию, в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Несовершеннолетние осуждённые также привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Законом установлено, что администрация привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности. Данное положение имеет ресоциализирующее значение и создает условия для сохранения или повышения квалификации. Вместе с тем, привлечение осужденных к труду по специальности — не обязательное требование, обращенное к администрации. В том случае, если администрация в силу объективных причин не в состоянии предоставить работу по специальности в связи с профилем производства, то осуждённые привлекаются к работе по другой специальности с возможностью одновременного обучения (переподготовки) новой профессии.

Законодательство запрещает привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности в тех случаях, когда в соответствии с приговором суда назначается дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 4 ст. 103) содержит перечень работ, на которых осужденных использовать запрещается. К таким работах относятся:

1) в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях министерств и управлений юстиции;

2) работа в штабах и помещениях войсковых подразделений, где размещается личный состав, находится оружие, служебная документация; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой;

3) работы, связанные с учетом, хранением и раздачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ;

4) работы с подчинением вольнонаемных работников;

5) в качестве водителей оперативных машин, продавцов, бухгалтеров, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием.

УИК содержит ограничительную норму (ч. 6 ст. 103 УИК), которая запрещает осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или ее прекращение без уважительных причин (ч. 1 ст. 116 УИК) относятся к разряду злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Организация труда осуждённых основывается на требованиях Конституции Российской Федерации (ст. 7), в соответствии с которой: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Особое значение в организации трудовой деятельности осужденных имеет правовое регулирование условий труда (ст. 104 УИК). Однако в вопросах правового регулирования условий трудаосужденныхимеется ряд особенностей, которые определены нормами уголовно-исполнительного законодательства. К таким особенностям относится:

1) время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им только в общий трудовой стаж, других разновидностей трудового стажа для них не предусмотрено;

2) учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года, о чем уведомляется осужденный под роспись;

3) при систематическом уклонении лишенного свободы от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из общего трудового стажа. Но решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд;

4) продолжительность ежегодного трудового отпуска устанавливается УИК РФ (ч. 4 ст. 105) и соответственно составляет: а) восемнадцать рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; б) двенадцать рабочих дней — для отбывающих наказание в иных исправительных учреждениях;

5) отпуска предоставляются с правом выезда за пределы исправительного учреждения или без него. Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Продолжительность рабочего времени осужденного к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством РФ «О труде». Время начала и окончания работы определяется графиком сменности, устанавливаемым администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Важным вопросом, определяющими правовой статус осуждённых к лишению свободы, является оплата труда, который во многом определял уровень демократизации процесса отбывания наказания. На протяжении всей истории пенитенциарного построения он наиболее чувствительно затрагивал интересы осуждённых. На стимулирующее значение вознаграждения за труд осуждённых в своё время обращал внимание виднейший русский учёный И.Я. Фойницкий, который ещё в конце 19-го века писал: «Характеристическая черта свободной работы состоит в том, что она оплачивается работнику. Это начало в применении к тюремной работе требует ограничений. Хотя арестантская работа должна быть оценена по своей производительности, но в начале заключения, пропорционально сроку приговора, арестант не должен получать никакого вознаграждения. Затем, во второй период, пока он еще состоит на часовой работе, для возбуждения в нем соревнования можно назначить ему небольшую часть заработной платы, которая потом все более и более увеличивается. Когда арестант перешел на урочную работу, то работа, сделанная сверхурочно, должна оплачиваться в полном объёме. Сумма, заработанная в тюрьме, должна выдаваться арестанту лишь небольшою частью в стенах тюрьмы, для поощрения его. Большую же часть её предпочтительнее выдавать по освобождении, на приобретение материалов для работы и первоначального обзаведения его; для этой цели весьма желательно образование частных обществ, которым тюрьма выдавала бы арестантские заработки, с обязанностью со стороны их позаботиться о судьбе освобожденного. Отсюда весьма понятно, что тот принцип, по которому арестант должен работать только на государство, не должен иметь места»[188].

Таким образом, уже в то время предлагалось устанавливать особый порядок оплаты труда, выдачи вознаграждения за него и распоряжением плодами своего труда осуждёнными. Труд рассматривался в качестве средства исправительного воздействия на осуждённых. Кроме того, считалась целесообразным создание частных обществ, для осуществления патроната (проблема актуальна и сегодня) за осуждёнными после их освобождения из мест лишения свободы. Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Труд осужденных оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, установленным в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания и т.д.

По действующему законодательству размер оплаты труда осужденных отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 105 УИК РФ). В этой части положение отбывающих наказание ничем не отличается от правового статуса других категорий работающих граждан. Все они имеют конституционное право на справедливую оплату труда.

В современных условиях в связи проходящими экономическими преобразованиями не всегда возможно обеспечить работу осужденным в течение полного рабочего дня. Оплата труда осужденного, при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе, производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

Заработная плата осужденных по действующему законодательству и в силу специфики уголовно-исполнительных отношений не выдаётся, а зачисляется на их лицевой счет. После этого проводится ряд удержаний из нее в определенной законом последовательности. Из заработной платы, пенсий или иных доходов осуждённых производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию. Возмещение расходов по содержанию осуждённых производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». От всей суммы начисленных денег удерживаются:

1) алименты;

2) подоходный налог;

3) отчисления в пенсионный фонд РФ;

4) обязательные исковые отчисления;

5) отчисления по возмещению расходов по содержанию осужденных в исправительном учреждении.

На лицевой счет осужденных для собственных нужд независимо от всех удержаний зачисляется не менее двадцати пяти процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Не менее пятидесяти процентов начисленной заработной платы, пенсии или иных доходов (ч. 3 ст. 107 УИК РФ) переводится на лицевой счет:

1) осужденных мужчин старше шестидесяти лет;

2) осужденных женщин старше пятидесяти пяти лет;

3) осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы,;

4) несовершеннолетних осужденных;

5) осужденных беременных женщин;

6) осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения.

Осужденные принудительно привлекаются к труду без его оплаты. Не оплачивается труд осуждённых в том случае, если они заняты на работах по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. По собственному желанию к выполнению указанных работ могут привлекаться:

1) осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы;

2) осуждённые мужчины старше шестидесяти лет;

3) осуждённые женщины старше пяти десяти лет;

4) осуждённые беременные женщины.

К работам такого характера осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного, либо при необходимости проведения срочных работ, — по постановлению начальника исправительного учреждения.

Вопросы трудовой занятости лиц, отбывающих наказание, в современных условиях возведены в ранг государственной политики, в связи с тем, что в исправительных учреждениях явно обозначилась проблема безработицы. Число безработных постоянно возрастает и в некоторых исправительных учреждениях оно достигает 40—50% от общего количества осужденных.

В соответствии с Федеральным законом № 277-ФЗ от 25.12.2008 г. «О внесении изменения в закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» субъекты РФ при наличии возможности вправе оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных. При этом, однако, определяется, что финансовое обеспечение указанных полномочий не является обязанностью субъектов РФ и осуществляется при наличии возможностей, а также не является основанием для выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Указанный закон носит скорее рекомендательный, а не обязывающий характер, и, в силу этого, не может быть эффективным.

Кроме того, в настоящее время предлагаются различные варианты по активизации правовых форм трудового использования осужденных, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы. Представляется целесообразным создание центров со следующими функциями исправительных учреждений:

1) профессиональное ориентирование;

2) приобретение трудовых навыков, профессий;

3) выработка у осужденных психологической и нравственной потребности трудиться;

4) изменение профессиональной и квалифицированной структуры;

5) улучшение условий труда;

6) поддержание необходимого состояния бытовых условий;

7) повышение уровня воспитательной работы.

У такого организационно-правового механизма, обеспечивающего процесс трудовой адаптации осужденных, должны быть еще и внешние (способствующие) функции, к которым можно отнести:

1) прогноз потребности в рабочей силе;

2) тестирование рабочих мест и мест в общежитиях граждан, освободившихся из мест заключения;

3) оказание осужденным: психологической, социальной, организационной, медицинской, юридической, экономической и иных видов помощи, способствующих их скорейшей адаптации в условиях гражданского общества.

В вопросах реализации указанных функций исправительные учреждения не должны нести основной нагрузки, а могут лишь способствовать их осуществлению. Непосредственная организация должна возлагаться на администрации региона, центры подготовки осужденных к освобождению (их необходимо создать), религиозные организации, иные государственные и общественные учреждения и формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: