Вопросы профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы

Общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных — одно из важнейших средств их исправления и ресоциализации. Профессиональная подготовка усиливает сознательное отношение заключенного к труду и повышает его самооценку. Повышение квалификации работника осуществляется не только в интересах его самого, но и всего общества.

Труд, сам по себе, далеко не всегда служит позитивным воспитательным фактором. Если специалиста высокой квалификации направить на работы, требующие лишь физических усилий, то это может вызвать закономерное недовольство, выраженное в определённых негативных последствиях. У многих осуждённых, отбывающих наказание, не имеющих достаточно прочных трудовых ориентации, неинтересная и монотонная работа может сформировать отрицательное отношение к труду и тяготение к «легкой» жизни. Отсутствие специальности и определенных трудовых навыков является криминогенным фактором, нередко приводящим к совершению преступлений. Отсюда следует, что получение осужденным трудовой специальности или повышение трудовой квалификации может рассматриваться как эффективное средство предотвращения и профилактики новых преступлений в период отбывания наказания и после освобождения из мест лишения свободы.

Важным является принцип организации трудовой занятости осужденных к лишению свободы, предполагающий сочетание их труда с профессиональным обучением.Реализацияуказанного принципа наиболее приемлема в условиях исправительных учреждений и достигается путем профессиональной подготовки непосредственно в процессе трудовой деятельности, а также путем профессионально-технического обучения в соответствующих внутриведомственных училищах, школах и на курсах.

Правовые основы регулирования профобразования и профессиональной подготовки осужденных определены в УИК РФ (ст. 108). В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

На основе собственного волеизъявления получают начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку при отсутствии медицинских противопоказаний следующие категории осуждённых:

1) инвалиды первой или второй группы;

2) больные, страдающие хроническими заболеваниями;

3) осуждённые мужчины старше шестидесяти лет;

4) осуждённые женщины старше пятидесяти пяти лет;

Перечень хронических заболеваний и медицинских противопоказаний, препятствующих получению начального профессионального образования и (или) профессиональной подготовки, определяется совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Минюст РФ), и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав РФ). С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает осуждённым содействие в получении высшего профессионального образования.

Отношение осужденных к получению профессионального образования и профессиональной подготовки рассматривается в качестве критерия их исправления и учитывается при определении степени этого исправления (ч. 3 ст. 108 УИК РФ).

В воспитательных колониях профессиональное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня. На время подготовки и сдачи квалификационных экзаменов, по профессиональному обучению осужденные освобождаются от работы.

В исправительных учреждениях осуществляются два видапрофессионального обучения осужденных:

1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования;

2) непосредственное обучение на производстве исправительных учреждений.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве (ч. 5 ст. 108 УИК РФ).

Основным видом профобразования в исправительных учреждениях на современном этапе является обучение осужденных в профессионально-технических училищах (ПТУ). Они создаются по совместному ходатайству органов юстиции и профессионально-технического образования и действуют на базе учебных программ, инструкций и других нормативных документов системы профессионально-технического образования.

Профессионально-технические училища в местах лишения свободы выполняют ряд важных функций:

1) осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля, востребованного в современных условиях гражданского общества;

2) организуют повышение квалификации по своей специализации;

3) выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений.

Училища при учреждениях, исполняющих наказания, организуются, если имеются не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6— 15 месяцев.

Не менее важной формой профессиональной подготовки осужденных в местах лишения свободы является обучение непосредственно на производстве. Необходимость существования такого обучения обусловлена краткими сроками лишения свободы, невозможностью создания ПТУ в том или ином учреждении, производственной необходимостью или иными обстоятельствами. К обучению привлекаются отбывающие наказание, как правило, не имеющие специальности либо имеющие специальность, но не по профилю того производства, на котором приходится работать в местах лишения свободы. Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом.

В колониях-поселениях у осужденных имеется возможность заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).

Уголовно-исполнительный кодекс законодательно закрепляет и необходимость индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Основная масса индивидуальных воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Это не означает, что воспитательная работа осуществляется только начальником отряда. В исправительных учреждениях к этому привлекается весь персонал. Для этого, например, в воспитательных колониях при каждом отряде осужденных действует совет воспитателей отряда (СВО).

Необходимость такой работы определяется тем, что даже хорошо организованные групповые и массовые воспитательные мероприятия не могут дать должного эффекта в исправлении лиц, лишенных свободы, если они не сочетаются с индивидуальным подходом. Индивидуально организованная воспитательная работа строится на основе достижений медицины, психолого-педагогических знаний, научно-методических рекомендаций, вырабатываемых исправительно-трудовой психологией и педагогикой.

В литературе по уголовно-исполнительному праву, кроме обозначенных выше форм воспитательной работы, указываются и такие направления воспитательного (психолого-педагогического) процесса, организуемые в исправительных учреждениях, как:

1) политическое;

2) умственное (интеллектуальное);

3) половое (сексуальное);

4) интернациональное;

5) экологическое др.

Контрольные вопросы

1) Какими нормативными актами регулируется труд осуждённых в условиях исправительных учреждений?

2) Особенности оплаты труда осуждённых. Какие удержания осуществляются из заработной платы осуждённых?

3) В чём выражаются особенности профессионального образования и профессиональной подготовки осуждённых в условиях исправительных учреждений?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: