Профилактический уровень

На данном уровне деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса предупредительных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснять членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и проводим беседы об ответственности родителей.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но, безусловно, необходима помощь в таких семьях родителям.

Организацию просвещения родителей этой категории направляем на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить подбирать соответствующие методы воспитания, чем мы и занимаемся.

Также при планировании работы с родителями необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, наши действия должны быть построены таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы родителями на практике.


Таким образом, деятельность направлена на:

- творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей в семье;

- формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания;

- взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснение родителям, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:

- хвалить детей за хорошие поступки;

- поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

- стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;

- разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;

- вовлекать ребенка в процесс принятия решений;

- не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;

- не требовать от ребенка того, что он не может сделать;

- оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;

- использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Конечно, родители должны владеть и приемлемыми методами наказания:

- нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;

- можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но ненадолго;

- маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их и похвалить за выполненную работу и т.д.


Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа нашего общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. Так как в этом случае создается психологический барьер, из-за чего родители не могут адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

К любой встрече с родителями необходима тщательная подготовка. Для этого необходимо собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы с ее членами.

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, стараемся раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Рекомендуем родителям больше наблюдать за своими детьми, так как наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: