Международно-правовое сотрудничество в нефтяной сфере

Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капи­таловложений обеспечивает целый комплекс мер — льготное налого­обложение, выплата компенсаций в случае вооруженных конфликтов и беспорядков, беспрепятственный перевод прибыли за рубеж, неза­висимость органов по решению возникающих инвестиционных спо­ров и т.д.

Государства активно сотрудничают в деле поощрения и защиты капиталовложений. Так, во многих европейских государствах пред­усматривается предоставление иностранным инвесторам националь­ного режима, устанавливается льготный налоговый режим, закрепля­ется процедура суброгации (уступки инвесторами своих прав при наступлении страхового случая своему государству).

РК в настоящее время является участником порядка 30 дву­сторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений. Кроме того, РК ратифицировала многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., за­ключенное в рамках СНГ.

Договоры дают перечень лиц, могущих быть инвесторами. Под инвесторами понимаются: физические лица, являющиеся граждана­ми договаривающихся государств; юридические лица, созданные в договаривающихся государствах.

Термин «капиталовложения» охватывает все виды имуществен­ных ценностей, которые инвесторы одного государства вкладывают на территории другого, и в частности:

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, обору­дование и другие материальные ценности) и соответствующие иму­щественные права;

акции, вклады и другие формы участия;

права требования по денежным средствам или услугам, имеющим экономическую ценность;

авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки или знаки обслуживания, фирменные наименования, а также технологию и «ноу-хау»;

права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав­ляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов.

Капиталовложения инвесторов договаривающихся государств не могут быть национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах, в установлен­ном законодательством порядке, не являются дискриминационны­ми и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффектив­ной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых капиталовложений. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конверти­руемой валюте и свободно переводится на территорию другого го­сударства.

Соглашения гарантируют инвесторам после уплаты ими соответ­ствующих налогов и сборов беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями.

Государство, на территории которого был нанесен ущерб капита­ловложениям инвесторов в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков, предоставляет таким инвесторам в отношении восста­новления имущества, компенсации и других видов урегулирования режим не менее благоприятный, чем режим, который она предостав­ляет собственным инвесторам или инвесторам любого третьего госу­дарства.

Важным аспектом правового режима иностранных инвестиций является возможность независимого и беспристрастного разреше­ния инвестиционных споров. В соответствии с положениями Ва­шингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных спо­ров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. (находится на ратификации в Федераль­ном Собрании РФ) определен орган по разрешению такого рода споров (Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров) и предусмотрена процедура арбитражного разбира­тельства.

По соглашениям о капиталовложениях споры между государст­вом и инвестором, возникающие в связи с осуществленными капита­ловложениями, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, могут быть переданы по выбору ин­вестора в:

компетентные суд или арбитраж государства, на территории ко­торой осуществлены капиталовложения; либо третейский суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламен­том ЮНСИТРАЛ.

Международные организации в сфере сотрудничества государств в области нефти, сельского хозяйства и туризма созданы следующими договорами: Международные соглашения в сфере сельского хозяйства представлены: Соглашением по сельскому хозяйству (г. Марракеш, 15 апреля 1994 г.); Соглашение о межгосударственных взаимоотношениях по вопросам агропромышленного комплекса (Акмола, Казахстан, 29 марта 1993 г.), Конвенция о торговле зерном 1995 года (Лондон, 7 декабря 1994 г.) и т.д. В целях развития международного туризма приняты следующие международные документы: Международная конвенция по контракту на путешествия от 22 октября 1970 года, Конвенция от 4 июня 1954 г. о таможенных льготах для туристов, Таможенную Конвенцию о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств; в нефтяной сфере: Рамочное Соглашение Об институциональных основах создания межгосударственной системы транспортировки нефти и газа (г. Киев, 22 июля 1999 года); Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (Лондон, 27 ноября 1992 г.); Меморандум о взаимопонимании в отношении производственного объединения "Тенгизнефтегаз" и "Шеврон Оверсиз Компани" (от 6 апреля 1993 года); Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о сотрудничестве в области нефтедобычи, нефтепереработки, транспортировки и торговли нефтью и нефтепродуктами (г. Алматы, 20 августа 1997 г.); Протокол к Рамочному соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа от 17 мая 2004 года (8 сентября 2004 г.); Рамочное соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа (Пекин, 17 мая 2004 года) (с изменениями, внесенными Протоколом от 8 сентября 2004 года); Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в нефтегазовом секторе (Тегеран, 11 апреля 1999 года); Договор между Правительством Республики Казахстан и Правительством Грузии от 11 ноября 1997 года О сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности; Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах сотрудничества в области нефтяного машиностроения (Алматы, 10 июня 1997 года); Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности (г. Баку 16 сентября 1996 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: