Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капиталовложений обеспечивает целый комплекс мер — льготное налогообложение, выплата компенсаций в случае вооруженных конфликтов и беспорядков, беспрепятственный перевод прибыли за рубеж, независимость органов по решению возникающих инвестиционных споров и т.д.
Государства активно сотрудничают в деле поощрения и защиты капиталовложений. Так, во многих европейских государствах предусматривается предоставление иностранным инвесторам национального режима, устанавливается льготный налоговый режим, закрепляется процедура суброгации (уступки инвесторами своих прав при наступлении страхового случая своему государству).
РК в настоящее время является участником порядка 30 двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений. Кроме того, РК ратифицировала многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., заключенное в рамках СНГ.
|
|
Договоры дают перечень лиц, могущих быть инвесторами. Под инвесторами понимаются: физические лица, являющиеся гражданами договаривающихся государств; юридические лица, созданные в договаривающихся государствах.
Термин «капиталовложения» охватывает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одного государства вкладывают на территории другого, и в частности:
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
акции, вклады и другие формы участия;
права требования по денежным средствам или услугам, имеющим экономическую ценность;
авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки или знаки обслуживания, фирменные наименования, а также технологию и «ноу-хау»;
права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов.
Капиталовложения инвесторов договаривающихся государств не могут быть национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых капиталовложений. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте и свободно переводится на территорию другого государства.
|
|
Соглашения гарантируют инвесторам после уплаты ими соответствующих налогов и сборов беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями.
Государство, на территории которого был нанесен ущерб капиталовложениям инвесторов в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков, предоставляет таким инвесторам в отношении восстановления имущества, компенсации и других видов урегулирования режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства.
Важным аспектом правового режима иностранных инвестиций является возможность независимого и беспристрастного разрешения инвестиционных споров. В соответствии с положениями Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. (находится на ратификации в Федеральном Собрании РФ) определен орган по разрешению такого рода споров (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.
По соглашениям о капиталовложениях споры между государством и инвестором, возникающие в связи с осуществленными капиталовложениями, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, могут быть переданы по выбору инвестора в:
компетентные суд или арбитраж государства, на территории которой осуществлены капиталовложения; либо третейский суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
Международные организации в сфере сотрудничества государств в области нефти, сельского хозяйства и туризма созданы следующими договорами: Международные соглашения в сфере сельского хозяйства представлены: Соглашением по сельскому хозяйству (г. Марракеш, 15 апреля 1994 г.); Соглашение о межгосударственных взаимоотношениях по вопросам агропромышленного комплекса (Акмола, Казахстан, 29 марта 1993 г.), Конвенция о торговле зерном 1995 года (Лондон, 7 декабря 1994 г.) и т.д. В целях развития международного туризма приняты следующие международные документы: Международная конвенция по контракту на путешествия от 22 октября 1970 года, Конвенция от 4 июня 1954 г. о таможенных льготах для туристов, Таможенную Конвенцию о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств; в нефтяной сфере: Рамочное Соглашение Об институциональных основах создания межгосударственной системы транспортировки нефти и газа (г. Киев, 22 июля 1999 года); Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (Лондон, 27 ноября 1992 г.); Меморандум о взаимопонимании в отношении производственного объединения "Тенгизнефтегаз" и "Шеврон Оверсиз Компани" (от 6 апреля 1993 года); Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о сотрудничестве в области нефтедобычи, нефтепереработки, транспортировки и торговли нефтью и нефтепродуктами (г. Алматы, 20 августа 1997 г.); Протокол к Рамочному соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа от 17 мая 2004 года (8 сентября 2004 г.); Рамочное соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа (Пекин, 17 мая 2004 года) (с изменениями, внесенными Протоколом от 8 сентября 2004 года); Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в нефтегазовом секторе (Тегеран, 11 апреля 1999 года); Договор между Правительством Республики Казахстан и Правительством Грузии от 11 ноября 1997 года О сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности; Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах сотрудничества в области нефтяного машиностроения (Алматы, 10 июня 1997 года); Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности (г. Баку 16 сентября 1996 г.).
|
|