Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т. д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
На уровень мировых цен воздействуют:
1. валюта платежа;
2. условия расчета;
3. другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
Состояние спроса и предложения в мировой торговле относится к факторам, под воздействием кᴏᴛᴏᴩых складываются рыночные цены.
На цену предлагаемого товара влияют:
1. платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. наличие денег;
2. объем спроса – количество товара, кᴏᴛᴏᴩое способен приобрести покупатель;
3. полезность товара и его потребительские ϲʙᴏйства.
|
|
Составляющими ценообразующих факторов предложения будут:
1) количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
2) издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
3) цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего товара.
Общим фактором будет замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю.
Общепринятые условия поставки:
1. техническое обслуживание;
2. гарантийный ремонт;
3. другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара.
При работе с ценами рынка, в т.ч. внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации:
1) существуют понятия «цены продавца», т. е. предлагаемые продавцом (относительно более высокие), и «цены покупателя», принимаемые и уплачиваемые покупателем (относительно более низкие);
2) в зависимости от рыночной конъюнктуры «рынок продавца», на кᴏᴛᴏᴩом из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на кᴏᴛᴏᴩом из-за преобладания предложения господствует покупатель, ситуация в части цен возникает противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.
Развитие науки и технологии оказывает влияние на совершенствование качественных характеристик товара, стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. При этом с учетом так называемого полезного эффекта (возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара и его цена для потребителя снижаются.
|
|