double arrow

Правовое регулирование государственных доходов

Государственные доходы определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении своих задач и выполнении соответствующих функций.

Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, разнообразны. Для их классификации используют различные критерии.

В науке финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные идецентрализованные.

При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственно

ста: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8

Конституции РФ). По территориальному признаку государственные централизован ные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъек тов федерации.

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою оче редь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

3. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, федерального и территориальных фондов медицинского страхования).

К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Неналоговые платежи относятся к государственным доходам,

поступающим на обязательной основе. Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступления. К неналоговым доходам

относятся:

платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);

доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);

платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.);

поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих государственные доходы, составляет раздел Особенной части фи

маисового права РФ, который именуется "Правовое регулирова-ниегосударственных доходов.

Ведущим институтом раздела является налоговое право РФ,

нормы которого регламентируют порядок установления и взимания налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные вне

бюджетные фонды.

Кроме налогового права РФ, раздел "Правовое регулирование государственных доходов" объединяет еще четыре института:

финансово-правовые нормы, регламентирующие отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей (дивиденды от участия в капитале, доходы от продажи и аренды государственного и муниципального имущества, доходы от приватизации и др.);

финансово-правовые нормы, устанавливающие порядок и формы мобилизации в бюджеты заемных средств;

правовые основы формирования децентрализованных финансовых ресурсов государства (ресурсов государственных и муниципальных предприятий);

правовые основы образования страховых фондов государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: