Совокупный спрос и его факторы

Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand – AD) – это суммарный спрос всех макроэкономических агентов (домашних хозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги при каждом возможном уров­не цен.

Формула совокупного спроса имеет вид:

AD = C+ I + G + NX,

где С – потребительский cпрос (consumption demand); I – инвестиционный спрос (investment demand); G – государственные закупки товаров и услуг (government spending); – спрос иностранного сектора ­– чистый экспорт (demand for net export).

В отличие от ВВП, представленного суммой фактических рас­ходов, совокупный спрос отражает расходы, которые намерены сде­лать макроэкономические агенты.

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 17.1).

Отметим, что объем выпуска продукции Y – это реальная пе­ременная, общий уровень цен Р – величина, измеряемая индек­сом потребительских цен или дефлятором ВВП.

Модель совокупного спроса нельзя рассматривать как более масштабный вариант рыночного спроса. Кривая совокупного спроса AD не может быть получена суммированием рыночных кривых спроса. Количество произведенной продукции, т.е. реальный объем ВВП, включает продукцию, произведенную на всех рынках рассмат­риваемой экономики, т.е. отражает соотношение совокупных ве­личин.

Каждая точка кривой совокупного спроса показывает величи­ну совокупных расходов при каждом возможном уровне цен.

Отрицательный наклон совокупного спроса объясняется сле­дующими эффектами в рыночном хозяйстве:

• эффектом процентной ставки;

• эффектом реального богатства;

• эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки, или эффект Кейнса. Суть этого эффекта заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обуславливает рост процентной ставки. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. Эффект процент­ной ставки можно изобразить следующим образом:

P ↑ → MD ↑ → r ↑ → I ↓ → AD ↓

Рост ставки процента сокращает как величину инвестиционного спроса (инвестиции находятся в обратной зависимости от процент­ной ставки), так и потребительские расходы, особенно покупки товаров длительного пользования, которые обычно люди покупа­ют в кредит.

Эффект реального богатства, или эффект реальных денежных запасов – эффект Пигу. А. Пигу (1877-1959 гг.) – английский эконо­мист, который ввел в научный оборот понятие «реальные денежные запасы».

Под реальным богатством, или реальными денежными за­пасами, понимают отношение номинальных денежных запасов М к общему уровню цен – М / Р.

Когда цены на товары и услуги растут, то покупательная спо­собность денег снижается. Это означает, что на ту же номинальную сумму денег можно купить меньше товаров и услуг. Потребитель­ские расходы домашних хозяйств сокращаются, следовательно, ве­личина совокупного спроса уменьшается:

P ↑ → ↓ → С ↓ → AD ↓

Эффект импортных закупок, или эффект чистого экспорта – эффект Манделла-Флеминга. Если уровень цен в национальном хозяйстве повышается, то товары и услуги иностранного производ­ства становятся относительно дешевле. Экспорт Ex сокращается, население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Увеличение импорта сократит чистый экс­порт Хп. Величина совокупного спроса уменьшается:

P ↑→ Ex ↓ → Im ↑ → Xn ↓ → AD ↓

Таким образом, существуют три причины (эффекта), при кото­рых изменение уровня цен ведет к изменению величины совокуп­ного спроса и движению вдоль линии AD.

Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминанты), которым относится:

· изменение денежной массы (ее рост вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение – уменьшение);

· инфляционные ожидания населения (увеличение совокупного спроса);

· налоговая политика (рост налогов вызывает сокращение совокупного спроса, снижение – увеличение совокупного спроса);

· изменение государственных расходов (рост расходов вызывает увеличение совокупного спроса, сокращение – уменьшение совокупного спроса);

· внешнеэкономические факторы (например, рост производства в других странах может сократить совокупный спрос на товары отечественного производства).

Совокупное предложение, агрегированное предложение (aggregate supplyAS) – стоимость всего объема конечных товаров и услуг, который производители данной страны готовы произвести и поставить на рынок в течение определенного периода времени.

Соотношение между величиной предложения и уровнем цен за­висит от периода времени и определяется скоростью адаптации всех цен к изменению спроса и предложения на рынке. Следует иметь в виду, что в макроэкономике в основе деления на краткосрочный и долгосрочный периоды лежит гибкость цен.

Краткосрочный период ограничивается временем, в течение которого цены на ресурсы (например, зарплата) не успевают при­способиться к уровню товарных цен. В долгосрочном периоде все цены на ресурсы полностью приспосабливаются к изменению цены на товары.

Различные экономические концепции по-разному трактуют про­блему гибкости цен, способность рынка к достижению равновесия, а также признаки достижения общего экономического равновесия. Выделяются классическая и кейнсианская концепции макроэконо­мического равновесия.

В долгосрочном периоде величина совокупного предложения не зависит от уровня цен, поскольку цены на товары и цены на ресурсы совершенно гибкие, изменяются пропорционально друг другу. По­этому все рынки приходят в состояние взаимного равновесия. Кри­вая долгосрочного совокупного предложения LRAS (longrun aggregate supply curve) имеет вертикальный вид. Реальный выпуск продукции находится на потенциальном уровне. Потенциальный объем выпус­ка производится при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов и существующей технологии. Привлечение дополнитель­ных ресурсов в условиях полной занятости возможно при условии повышения цен на эти ресурсы, например, номинальной заработ­ной платы. В результате величина выпуска остается прежней, но уровень цен растет от Р1 до Р2 (рис.17.2 а).

Под воздействием неценовых факторов наблюдается изменение самого совокупного предложения. На графике происходит сдвиг линии совокупного предложения от LRAS1 до LRAS2 (рис. 17.2 б). Основой изменения производственного потенциала и, соответ­ственно, изменения величины потенциального объема выпуска от Y1 и Y2, является изменение количества и качества экономических ресурсов (труда, капитала, природных ресурсов, технологических знаний).

 
 


Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде (sport run aggregate supply curve – SRAS) означает, что величина вы­пуска отличается от своего естественного (потенциального) значе­ния. Кривая совокупного предложения имеет три участка: горизон­тальный (кейнсианский) – I, промежуточный (восходящий) – II, вертикальный (классический) – III.

Горизонтальный участок отражает взгляд кейнсианской школы на совокупное предложение. Этот участок характеризует экономику неполной занятости, когда имеются незадействованные факторы производства, а цены и заработная плата негибки, т.е. не способны изменяться. На этом участке возможно за счет вовлечения незадействованных факторов увеличивать объемы производства без изменения уровня цен.

Промежуточный участок характеризует экономику частичной занятости. Когда цены и заработная плата обладают относительной гибкостью. На этом участке возможно наращивать объемы производства, но этот рост будет сопровождаться ростом уровня цен.

Вертикальный участок демонстрирует взгляд классической школы на совокупное предложение. Это состояние полной занятости (full employment – F). Обозначено на графике прямой линией. Когда дальнейшее наращивание объемов производства невозможно, а любые попытки простимулировать экономику, не расширяя ресурсных ограничений, приведут исключительно к росту уровня цен. На этом участке цены и заработная плата обладают абсолютной гибкостью.

Конечно, кейнсианский и классические участки – это абстракции, основанные на допущении об абсолютной негибкости и абсолютной гибкости цен соответственно. Но такие абстракции полезны для изучения различных подходов к совокупному предложению, а следовательно, к анализу макроэкономического равновесия.

Горизонтальный участок называют еще краткосрочным, поскольку действительно в краткосрочном периоде гибкость цен ограничена, а вертикальный – долгосрочным, так как долгосрочном периоде цены могут легче изменяться, а экономика стремиться к уровню полной занятости. Промежуточный участок в таком случае можно назвать среднесрочным.

К неценовым факторам относятся изменение цен на ресурсы, технологический прогресс, налоги на бизнес, трансферты (субси­дии фирмам), государственное регулирование экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: