Формирование научного мировоззрения учащихся

Мировоззрение является важнейшим элементом духовного мира человека Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей (Фил. Словарь, с.334

В духовном мире личности мировоззренческие формы по-разному представлены интеллектуальным и эмоциональным опытом людей. Мироощущение охватывает эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования духовных образов с использованием ощущений, восприятий и представлений. Под миропониманием предполагают интеллектуальную сторону мировоззрения.Включаясь в мировоззрение, элементы сознания личности приобретают новый статус: они содержат в себе отношение, активную или пассивную позицию человека, окрашиваются эмоциями и социальными чувствами, сочетаются с волей к действию, соотносятся с деловитостью или нейтральностью, с воодушевлением или трагизмом.

Духовные качествалюдей — производные сознания, мировоззрения и обстоятельств действительной жизни. Имеют нацеленность на духовность человека, удовлетворение потребностей личности в приобретении знаний, формировании идеалов, ценностных ориентации, убеждений и верований, в художественно-образном воспроизведении действительности, в развитии духовного мира через сопоставление добра и зла, а также в воспроизводстве духовной культуры общества.

Обобщенно под мировоззрением понимается единство знаний и убеждений, оно является определяющей деятельно-мотивационной стороной духовного мира личности, для которого будет характерна комплексность мировосприятия, наличие оценочной составляющей, выражающейся в определенном отношении людей к окружающей действительности.

Выделяют четыре виды мировоззрения: обыденное, религиозное, научное, гуманистическое (Филос. словарь.) Обыденное мировоззрение это понимание мира отдельным индивидом, сформированное его индивидуальностью, образованием, воспитанием, деятельностью и т.д. Делает каждого человека творцом его собственного мира. Отличается тем, что формируется стихийно, и является результатом пережитого опыта человеком. Такой вид мировоззрения присущ каждому человеку. Отличительными чертами его являются субъективность, ненаучность и доходчивость.

Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на понимании, осознании и принятии человеком определенного религиозного, и выстроением религиозной картины мира вследствие этого учения. Любое явление этого мира определяется в зависимости от отношения его к Богу. Человек создан по подобию Бога, является Его высшим творением, человек принадлежит к двум мирам: физическому и духовному. Такое мировоззрение отражает общечеловеческие ценности, универсальные важнейшие морально-нравственные нормы, но игнорирует, а иногда и противоречит научным взглядам на мир.

Научное мировоззрение — базируется на научной картине мира и опирается на последние достижения в области науки и техники. Отличительными особенностями такого мировоззрения являются упорядоченность явлений по строго определенным правилам с использованием особого языка и замкнутость системы знаний, выстроенной на основе аксиом и правил, которые подтверждаются эмпирически. Главным недостатком является недостаточная вовлеченность человека в конструируемый им образ мира.

Гуманистическое мировоззрение — мировоззрение будущего, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Такое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Представляет собой оптимальный синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.

Структура мировоззрения

В структуре мировоззрении как правило представляются три подсистемы духовного мира личности, которые находятся в постоянной взаимосвязи:

· познавательная;

· ценностная;

· деятельностная подсистемы.

В структуре мировоззрения в целом, выделяются следующие наиболее важные элементы (Шаронова, 2011):

1. Знания. Одним из элементов мировоззрения выступают обобщенные, переосмысленные и оцененные знания - обыденные (повседневные или жизненно-практические), составляющие основу обыденно-практической картины мира или теоретические, составляющие основу научной картины мира, сформированной на основе теории.

2. Идеалы и ценностные ориентации. Знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. В мировоззрении осмысливается и оценивается уклад человеческой жизни, формируется определенная система экономических, нравственных, художественно-эстетических и других идеалов, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения и общения.

3. Принципы и нормы жизни. Они позволяют человеку определить линию поведения, общения и деятельности, отношение к обществу, его материальной и духовной культуре, а также к себе. Основное значение приобретают нравственные, правовые, экономические нормы жизни, принципы гуманизма, справедливости, трудолюбия, социального равенства.

4. Убеждения. В них выражается отношение человека к природе и обществу, к своему месту в обществе. Убеждения могут быть индивидуальными или ориентированными на других людей, положительными и отрицательными, реальными и идеализированными. Убеждения определяют личностную позицию человека.

Дмитриева Н.В. выделяет следующие компоненты научного мировоззрения (таблица 6) (Дмитриева Н.В., 2011, Шаронова, 2011).

.

Таблица 6. Содержание компонентов научного мировоззрения

Компоненты научного мировоззрения Содержание компонентов
1. Научные знания Система научных знаний. Знание эволюции возникновения мира и человека; знания о Вселенной, о солнечной системе, о Земле; осознание роли человека в преобразовании природы и развитии человеческой цивилизации.
2. Научные взгляды Сформированность научной физической картины мира; мотивированное (активное) отношение к учебе, получению новых знаний, стремление осмысливать, анализировать, систематизировать полученные знания
3. Научно-нравственные идеалы и ценностные ориентации. Наличие в системе ценностных ориентаций личности школьников научных и нравственных эталонов в области науки: отношение к природе и цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, гуманизма, нравственности.
4. Научные убеждения Уверенность в своих знаниях, основанных на научно доказанных фактах, обоснованная убеждённость во взглядах и идеалах, критическое отношение к действительности, побуждение к деятельности согласно научным и нравственным идеалам. Отстаивание своих научных и нравственных идеалов в социальных отношениях.

Соответственно, в качестве критериев, по которым можно судить о сформированности научного мировоззрения рассматриваются: 1) усвоение мировоззренческих знаний и приобретение способности применять усвоенные знания в процессе изучения нового материала; 2) наличие научных взглядов; 3) наличие научно-нравственных идеалов; 4) наличие убеждений, адекватных научному мировоззрению. К основным показателям сформированности научного мировоззрения учащихся относятся уровень усвоения именно научных мировоззренческих идей и знаний, взглядов и убеждений учащихся.

Академик Стёпин В.С. в в структуре мировоззрения выделяет 3 компонента (Стёпин, 2007):

· Онтологический;

· Эпистемиологический

· Аксиологический.

Онтологический компонент – это воззрение на бытиё, которое, по сути, является физической картиной мира, формирующейся в сознании учащегося в процессе обучения физике. Эпистемиологическая составляющая отражает сформированность методологических и исследовательских умений учащихся (эпистемиология – теория познания, от греч episteme – знание и logos – учение (Философский словарь, 2001: 693).;. Аксиологический компонент представляет собой мотивы и ценности и, в целом, мотивационно-ценностное отношение к миру, формирующееся в процессе обучения и воспитания.

В базовом учебнике по методике физике (Теория и методика, 2000, с. 251) мировоззрение имеет структуру из трёх компонентов, одним из которых является уже диалектическое мышление (Табл. 7)

Табл. 7 Компоненты мировоззрения и уровни их сформированности

Компонент мировоз­зрения
Уровни сформи­рованности

I

  II III
Знания Воспроизведение Применение без философской терминологии Применение с формулировкой философского положения
Взгляды и убеж­дения Уверенность в истинности зна­ний Готовность от­стаивать свои взгляды Применение зна­ний при наличии препятствий
Диалектическое мышление Работа спро­тиворечием «и-и» Работа с проти­воречиями «и-и», «ни-ни» Работа с проти­воречиями «и—и», «ни-ни» одно­временно

Задания по проверке сформированности мировоззрения должны включать группы философских обобщений о материальности мира, его познаваемости, диалектичности.

Выделены также уровни (I - III), на которых могут быть сформированы знания, взгляды и убеждения, диалектическое мышление.

В учебнике подробно методика диагностирования каждого уровня в виде заданий разных типов. Выполнение третьего задания предполагает умение «видеть» противоречия «и – и» и «ни – ни». Этому требованию отвечают вопросы типа: «Что такое свет?» Варианты ответов:

1) Электромагнитная волна. 2) Поток частиц - фотонов.

3) И то, и другое. 4) Ни то, ни другое. 5) И то, и другое; ни то, ни другое - одновременно. 6) Ни один из ответов не подходит.

При выполнении этого задания учащиеся показывают понимание закона единства и борьбы противоположностей, а также понимание диалектического противоречия на самом высоком уровне – «и то, и другое, ни то, ни другое одновременно» (Теория и методика.., 2000, с.252).

Разные подходы к делению мировоззрения на компоненты обусловлены отсутствием жесткого понятийного аппарата в методологии гуманитарных наук, что относит их к слабой версии науки в отличие от фундаментальных наук.

Как сказано выше, структуру мировоззрения формируютпознание, ценности, идеалы убеждения, верования, нормы и т.д., а также реализация ценностей и норм в практических поступках, превращение норм в личные взгляды, убеждения. Практический элемент, т.е. реальное поведение человека в определенных обстоятельствах важно, так как без практической составляющей мировоззрение носит абстрактный, отвлеченный характер.

Поэтому выделяются два уровня мировоззрения:

1. Жизненно-практический уровень, основывается на здравом смысле и повседневном опыте, зависит от воспитания, национальных и религиозных традиций, образования, интеллектуальной и духовной культуры, профессиональной деятельности их носителей, содержит не только богатые традиции, но и предрассудки, не отличается продуманностью и систематичностью.

2. Теоретический уровень преодолевает недостатки жизненно-практического уровня. К решению мировоззренческих проблем здесь наряду с наукой стоит философия, претендующая как на теоретическую обоснованность содержания, так и на обоснованность способов достижения обобщенных знаний о действительности. Философия не только содержит мировоззренческие системы, но и анализирует мировоззрение как таковое.

Таким образом, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей. Ядром мировоззрения человека являютсяценности специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow