Упражнения. 1. Определите вид и метод индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения

1. Определите вид и метод индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения:

1.1. На подносе много булочек. Первая – свежая и мягкая, вторая – тоже, третья – свежая и мягкая… Значит, все булочки на подносе – свежие и мягкие.

1.2. В семье X двое детей. Папа и мама – музыканты. Их дети учатся в музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья X – музыкальная».

1.3. Подключение к компьютеру сканера, принтера и модема позволяет оцифровывать изображение, подключаться к сети и выводить на печать документы. Подключение принтера позволяет выводить на печать документы. Подключение сканера позволяет оцифровывать изображение. Значит, подключение модема позволяет выйти в сеть.

1.4. Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

1.5. Исследовано 2 случая. В первом случае сгорела видеокарта, были проблемы с винчестером, имелся вирус – изображение не выводилось на монитор; во втором случае были проблемы с винчестером, имелся вирус – изображение выводилось на монитор. Следовательно, сгоревшая видеокарта стала причиной того, что изображение не выводилось на монитор.

1.6. В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию, и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.

2. По какому виду индукции получены следующие заключения:

2.1. Ласточки перед дождем летают низко.

2.2. Второй фильм («Мужчина и женщина-2», «Брат-2», «Терминатор-2»), как правило, хуже первого.

2.3. «Черная роза», «черный лебедь» – это исключения из правил, ставшие символом редкости и изысканности.

2.4. Весна в этом году опять будет холодной.

2.5. Всякое механическое движение при трении превращается в теплоту.

2.6. Никто не может им помочь.

2.7. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

2.8. Ни один из их детей не ходит в эту школу.

2.9. Ломят старые раны, значит, к непогоде.

2.10. Все студенты БГУИР изучают логику.

2.11. Несколько человек в группе, как правило, получают неудовлетворительные оценки.

2.12. Эта болезнь очень похожа на дифтерит.

3. Есть ли в вышеприведенных примерах рассуждения по аналогии?

4. Проведите логический анализ следующего рассуждения:

«С ним это случилось впервые месяц назад. И «на первый раз» мы его простили. Но затем он сделал то же самое во второй и третий раз. Значит, с ним так будет всегда».

Литература

Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2003, 2005. – Гл. VII.

Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1986. – Гл. V. § 11–15.

Краткий словарь по логике / Д. П. Горский [и др.]. – М., 1991.

Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1982. – Гл.X, XI, XII.

Логика / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994. – Гл. IV.§ 10.

Петров, Ю. А. Азбука логичного мышления / Ю. А. Петров. – М., 1991. – Гл. III.

Свинцов, В. И. Логика / В. И. Свинцов. – М., 1987. – Гл. VI. § 106–110, 117–123.

Формальная логика / отв. ред. И. А. Чупахин, И. Н. Бродский. – Л., 1987. – Гл. IV. § 40–42.

Тема 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
И КРИТИКИ

(2 часа)

Занятие №8. Разнообразие форм аргументации
и ее практическое значение в науке, политике, культуре.
Аргументация и идеология

(2 часа)

1. Аргументация как логико-коммуникативная процедура. Структура и виды аргументации. Диалог и его разновидности.

2. Доказательство и его структура. Виды доказательства.

3. Опровержение и его структура. Виды опровержения.

4. Правила и ошибки доказательства и опровержения.

5. Софизмы и парадоксы.

Контрольные вопросы

1. Что такое аргументация?

2. Каковы её важнейшие аспекты?

3. Каковы задачи аргументации в логическом аспекте?

4. Каковы задачи аргументации в коммуникативном аспекте?

5. Что такое доказательство?

6. Какова его структура?

7. Какие бывают доказательства?

8. Какие правила доказательства нужно выполнять и какие бывают ошибки доказательства?

9. Что такое опровержение?

10. Чем опровержение отличается от доказательства?

11. Как можно опровергать?

12. Какие ошибки называются «логическими»?

13. Чем отличается софизм от паралогизма?

14. Определите смысл «парадокса», «абсурда», «бессмыслицы»?

15. Что такое диалог и каковы его виды?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: