Цена конкретного товара определяется с учетом индивидуальных издержек производства и сбыта, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке. С учетом вышесказанного в практике маркетинга применяются следующие альтернативные методы ценообразования:
1. Методы, основанные на издержках: их сущность состоит в определении цены посредством суммирования всех затрат на производство единицы товара и добавления нормы прибыли. К ним относятся:
- Затратный метод, где, как правило, учитываются средняя себестоимость и средний уровень прибыли, а прибыль определяется с учетом средней сложившейся на предприятии рентабельности продукции.
- Агрегатный метод используется, если вновь выпущенная продукция состоит из отдельных конструктивных элементов (деталей, узлов, комплектующих изделий), себестоимость каждого из которых известна. Цена продукции определяется суммированием цен (себестоимости) отдельных элементов изделия.
- Метод структурной аналогии заключается в определении структуры себестоимости на основе статистических данных по однотипной продукции.
|
|
Затратным методам ценообразования присущи определенные недостатки. Они не учитывают как существующий спрос на продукцию, так и цены конкурентов. Устранить эти недостатки позволяют методы, основанные на учете качества.
2. Методы, основанные на учете качества. Суть этих методов заключается в определении количественной зависимости между ценой и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества. К ним относятся: метод удельной цены и корреляционно-регрессионный метод. Необходимое условие применения этих методов — тщательная аналитическая работа по определению технических и экономических параметров товара.
3. Методы с ориентацией на спрос и уровень конкуренции:
- Метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара, в основе которого лежит субъективная оценка покупателем ценности товара. При этом ценность товара для потребителя определяется сравнением с другими взаимозаменяемыми товарами других товаропроизводителей.
- Метод следования за лидером – т.е. продавец больше руководствуется уровнем цен конкурентов и меньше собственными издержками и спросом на свои товары.
- Метод закрытых торгов – устанавливаются цены в ходе конкурентной борьбы фирм за подряды на торгах (тендере) для того чтобы получить заказы на подрядное строительство, госзаказы и проч.
- Метод метания стрелок (метод мозговых атак) – цену устанавливают работники руководящего звена учитывая и уровень спроса, и уровень затрат, и цены конкурентов.