Подвижники кооперации

Инициатором артельной кооперации в России стал Н.В.Верещагин - помещик, отставной морской офицер (старший брат известного художника). По собственной инициативе он поехал в Швейцарию, где дотошно знакомися с опытом организации кооперативов и изучал технологию сыроваренного дела. Возвратившись домой, Николай Васильевич начал в 1865 г. организовывать в Тверской губернии артельные сыроварни. Через три года в России действовало 14 сыроваренных кооперативов. Затем Н.В.Верещагин вместе со своим соратником В.Н.Бландовым возглавил создание маслодельных артелей, производивших знаменитое на весь мир «вологодское масло».

К началу 90-х гг. в стране насчитывалось несколько тысяч маслодельных артелей, появилась целая плеяда отечественных предпринимателей –«молочников», среди которых выделялись А.В.Чичкин, А.В.Шашкевич и др. В начале ХХ в. артельная эпопея захватила крестьянство Сибири, и Россия стала крупнейшим экспортером масла на мировой рынок.

Тема 2.5. Предпринимательство после 1917 г.

Вопрос 1. Сравнение «старого» (традиционного) и нового (современного) предпринимательства в России

1) Самое первое из них заключается в том, что как и 100-200 лет назад, так и теперь главная движущая сила предпринимательства – это молодежь. Вспомним: у истоков известнейших предпринимательских династий - труд, энергия, инициатива и талант совсем еще молодых людей.

2) Еще одно сходство: как и сейчас,традиционному предпринимательству приходилось функционировать в обстановке глубокого отчуждения со стороны российской общественности.В России почему-то всегда не любили состоятельного и самостоятельного человека и каждого, кто «высунулся», старались уравнять с общей массой. Не случайно в богатейшей русской классической литературе (по своему авторскому «происхождению» в основном – дворянской), в отличие от западной, нет положительного образа богача-предпринимателя.

3) Кроме того, как традиционному, так и современному предпринимательству приходилось и приходится действовать в условиях постоянного, скрытого и явного, противодействия государственного аппарата, чиновничьей бюрократии.

В то же время сравнительно-исторический анализ «старого» и «нового» предпринимательства позволяет выявить немало существенных различий между ними, которых нельзя не учитывать в условиях воссоздания рыночной модели экономики и соответствующей социальной структуры.

Наиболее существенные различия:

Первое. Предпринимательство дооктябрьской России зарождалось снизу, последовательно пройдя через все этапы становления буржуазии как класса. У традиционного третьего сословия два основных источника: купечество и крепостное крестьянство.

Современное предпринимательство вышло из «верхов» (партийно-комсомольская номенклатура, бюрократическая элита, управленцы), а также из «теневой экономики» и криминальной среды (к примеру, Ю.Айзеншпис - бывший валютчик, В.Ротборт - фарцовщик).

Второе. Цель традиционного предпринимательства - производство товаров и услуг; цель современного - достижение прибыли в сфере обращения.

В период наивысшего расцвета дооктябрьской России (1910-1913 гг.) количество «производительных» и «торгующе-распределяющих» предприятий находилось в соотношении 85%к 15%; в 90-е гг. ХХ в. количество «производительных» предприятий в предпринимательском секторе не превышает 5%.

Третье. «Старое» предпринимательство ориентировалось на рынок бедных людей, «новое» - на богатого потребителя;

Четвертое. Традиционное предпринимательство развивалось на основе равновероятностного рыночного риска с опорой на соответствующие законы; в основе сегодняшних предпринимательских начинаний - мощная бюрократическая подстраховка, основанная на принципах круговой номенклатурной поруки.

Пятое. « Старое» предпринимательство развивалось само и развивало Россию на основе всестороннего учета и широкого использования национального менталитета, т.е традиций, обычаев, идеалов, религиозной этики народа; в сегодняшней предпринимательской среде превалируют идеи адаптации многочисленных вариантов будущего страны к западным или восточным моделям развития.

Шестое. Российское третье сословие вплоть до начала XX в. отличалось безразличием к политической деятельности; сегодняшие предприниматели активно стремятся заполнить любые свободные «ниши» в политической жизни страны.

Литература

А.А.Галаган. История предпринимательства российского. От купца до банкира. «Ось-89», М.,1997.

Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории.- М.: Пргоресс- Академия, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: