1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1 Психолого-педагогические аспекты культуры поведения
Наступивший ХХI в. предъявляет новые повышенные требования к личности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что «развивающемуся российскому обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые … способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью» [88, с. 4]. Все эти качества характеризуют личность с высоким уровнем культуры.
Неотъемлемой частью культуры каждого человека является культура поведения. Поведение определяется как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью [8]; образ жизни и действий [15].
Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции. Структура произвольного поведения представлена на рисунке 1.
В качестве критериев развития культуры поведения рассматриваются ее структурные компоненты: эмоциональный, мотивационный, когнитивный, операционный (Приложение А). По каждому критерию мы определили три уровня развития культуры поведения учащихся: не соответствующий социальным нормам, частично соответствующий социальным нормам, полностью соответствующий социальным нормам (табл. 1).
Выявление уровней воспитанности культуры поведения позволяет сравнить полученный результат с поставленной целью и проанализировать эффективность проделанной работы.
Таблица 1 – Характеристика уровней воспитанности культуры поведения
Уровни | Полностью соответствующий социальным нормам | Частично соответствующий социальным нормам | Не соответствующий социальным нормам |
Критерии | |||