Пример обработки протокола (больная П. , 29 лет, истерический невроз)

а) Ответник к методике

4-3 +2 +1 —1 —2 —3 +3 +2 +1 — 1 —2—3

1. + 23. +

2. + 24. +

3. + 25. +

4. 4- 26.. 4-

5. + 27. 4-

6. 4- 28. J4-

7. 4-. 29. +

8..4-30. 4-

9. 4- 31. 4-

10. + 32. 4-

11. 4-33. +

12. 4 34. +|

13. + 35. +

14. 4- 36. 4-

15. 4- 37. 4

16. 4- 38.. 4

17. 4-39. 4-

18. + 40. 4-

19. 4- 41., 4/

20. + 42. 4

21.,4- '43.. +

22. i 4- 44. 4-

21


б) Таблица перевода сырых баллов в стены
Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
сырые баЛлы 10 —2 6 4 8 2 4
стены 4 2 5 5 4 5 5

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИЯ»

ОПРОСНИКИ ШМИШЕКА И ЛЕОНГАРДА

для выявления акцентуации свойств

личности


ОПРОСНИК Леонгарда К.

1. Ваше настроение в основном бывает ясным, ничем не омраченным?

2. Чувствительны ли Вы по отношению к обидам, огорчениям?

3. Часто ли Вы плачете?

4. Не возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения, и не прибегаете ли Вы к проверке: правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве также смелы, как Ваши сверстники?

6. Бывают ли у Вас колебания настроения от очень веселого к тоскливому?

7. Находясь в обществе, любите ли Вы быть в центре внимания?

8. Бывают ли дни, когда без всякого повода Вы впадаете в недовольно-раздражительное настроение, и лучше никому Вас не затрагивать?

9. Серьезный ли Вы человек?

10. Способны ли Вы восторгаться? Восхищаться?

11. Вы предприимчивы?

12. Скоро ли Вы забываете о том, что кого-то обидели?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Кинув письмо в почтовый ящик, не проверяете ли Вы рукой: правильно ли оно опустилось, не застряло в щели?

15. Стараетесь ли Вы на работе из честолюбия быть одним из лучших?

16. Не боялись ли Вы в детские годы грозы, собак?

17. Не считают ли Вас другие люди несколько педантичным?

18. Зависит ли Ваше поведение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас ваши знакомые?

20. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?

21. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

22. Случалось ли Вам рыдать, переживать тяжелые нервные потрясения?

23. Вам трудно находиться длительное время на одном месте?

24. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к вам проявляют несправедливость?

25. Можете ли Вы зарезать птицу?

26. Раздражает ли Вас, когда занавес или скатерть висят несколько неровно?

27. Стремитесь ли Вы это тотчас исправить?

28. Бывают ли у Вас беспричинные колебания настроения?

29. Являетесь ли Вы по своим профессиональным качествам одним из лучших?

30. Легко ли Вы впадаете в гнев?

31. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

32. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы преисполнены счастья?

33. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

34. Можете ли Вы напрямую высказать кому-либо свое мнение о нем?

35. Волнует ли вас вид кровати?

36. Охотно ли Вы беретесь за дело, требующее от Вас большого чувства ответственности?

37. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

38. Беспокоит ли Вас необходимость опуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату?

39. Предпочитаете ли Вы деятельность, требующую медлительности и точности, работе быстрой, не столь кропотливой и тщательной?

40. Общительный ли Вы человек?

41. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

42. Будучи ребенком, не убегали Вы из дому?

43. Кажется ли Вам жизнь тяжелой?

44. Случалось ли Вам расстраиваться из-за какого-либо конфликта, ссоры, после чего Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

45. Можно ли сказать, что даже при неудаче Вы не теряли чувства юмора?

46. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели?

47. Предпринимаете ли Вы первые шаги к примирению?

48. Любите ли Вы животных?

49. Случалось ли Вам возвращаться, после того как ушли из дому, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

50. Не находите ли Вы, что Ваше настроение иногда меняется в зависимости от погоды?

51. Трудно ли Вам выступать на сцене или с кафедры большой аудитории?

52. Можете ли Вы на кого-нибудь сердиться, пустить в ход руки?

53. Нравится ли Вам бывать в обществе?

54. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

55. Любите ли Вы организаторскую деятельность?

56. Упорствуете ли Вы в достижении цели, если на Вашем пути встречаются много препятствий?

57. Может ли трагический фильм Вас так взволновать, что на глазах выступают слезы?

58. Не бывает ли Вам трудно уснуть из-за того, что голова забита дневными заботами и проблемами будущего?

59. Подсказывали ли Вы и давали списать в школьные годы своим одноклассникам?

60. Волнует ли Вас необходимость пройти одному в темноте по кладбищу?

61. Следите ли Вы за тем, чтобы в Вашем доме каждая вещь лежала на своем месте?

62. Случалось ли с Вами, что ложась спать в отменном расположении духа, следующим утром Вы встаете в подавленном, мрачном настроении, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

64. Подвержены ли Вы головной боли?

65. Часто ли Вы смеетесь?

66. Можете ли Вы к людям, которых Вы ни во что не ставите, относиться так, чтобы они этого не замечали?

67. Считаете ли Вы себя энергичным, предприимчивым человеком?

68. Страдаете ли Вы от несправедливости?

69. Любите ли Вы природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы: закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Боязливы ли Вы?

72. Меняется ли Ваше настроение под влиянием алкоголя?

73. Принимаете ли Вы участие в настоящее время (или принимали в молодости) в любительских спектаклях, драматических кружках?

74. Испытываете ли Вы иногда влечение к чему-нибудь заманчиво-неведомому?

75. Относитесь ли Вы к будущему пессимистически?

76. Бывают ли у Вас внезапные переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?

76. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное настроение?

77. Долго ли Вы храните чувство гнева? Досады?

78. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

79. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за чернильной кляксы страницу в тетради?

80. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно-недоверчиво, чем доверительно?

81. Часто ли у Вас бывают устрашающие сновидения?

82. Возникают ли у Вас внезапно такие представления, что Вы можете броситься под колеса поезда или, если Вы находитесь около высокого открытого окна, можете из него выпрыгнуть?

83. Становитесь ли Вы веселее в окружении других людей?

84. Такой ли Вы человек, который может достаточно хорошо отвлечься от гнетущих проблем, не думать постоянно о них?

85. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?

86. В беседе Вы скорее немногословны, чем говорливы?

87. Могли бы Вы, участвуя в театральном представлении, настолько войти в роль и вжиться в образ, что при этом забыли, что Вы сами не такой, как на сцене?


Ключ К ОПРОСНИКУ К. Леонгарда
Акцентуация Верно Неверно Коэффи­циент
1. Гипертимные 1,11,23,33,45,55,67,77 -  
2. Застревающие 2,15,24,34,37,56,68,78,81 12,46,59  
3. Эмотивные 3,13,35,47,57,69,79    
4. Педантичные 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83    
5. Тревожные 16,27,38,49,60,71,82   J
6. Циклотимные 6,18,28,40,50,62,72,84 - -> j
7. Демонстративные 7,19,22,29,41,44,63,73,88,85    
8. Возбудимые 8,20,30,42,52,64,74,86 _  
9. Дистимические 9,21,43,75,87 31,53,65  
10. Экзальтированные 10,32,54,76 -  

МАХ по акцентуации - 24.

Если 12 баллов, то черта выражена (т. е. есть акцентуация). Количество ответов умножается на коэффициент. Чем больше выражена акцентуация, тем ближе к психопатии -24 балла.


ОПРОСНИК Шмишека

Согласно теории «акцентуированных личностей», существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологиче­скими, однако могут в определенных условиях развиваться в положи­тельном и отрицательном направлениях. Черты эти являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку, индивидуаль­ных свойств: у психопатов эти черты достигают особо большой вы­раженности.

Выделяют 10 основных типов акцентуации:

1. Гипертимная личность, со склонностью к повышенному настроению.

2. Застревающие, со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.

3. Эмотивные, аффективно лабильные.

4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.

5. Тревожные.

6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.

7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.

8. Возбудимые, со склонностью к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечений.

9. Дистимные, со склонностью к расстройствам настроения.

10. Экзальтированные, склонны к аффективной экзальтации.

Все эти группы объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств харак­тера относится демонстративность, (в патологии - психопатия исте­рического круга), педантичность (в патологии - ананкастическая пси­хология), возбудимость (в патологии - эпилептоидные психопаты), застревание (в патологии - паранойяльные психопаты). Остальные виды акцентуации относятся к особенности темперамента и отража­ют темп и глубину аффективных реакций. Признаком акцентуации является показатель свыше 12 баллов.


1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Не возникают ли у Вас по окончании какой-нибудь работы сомнения в ее качестве, и не прибегаете ли Вы к проверке, правильно ли все сделано?

5. Были ли Вы в детстве такими же смелыми, как Ваши товарищи?

6. Часто ли бывает у Вас резкая смена настроения таким образом, что Вы только «парили в облаках» от счастья и вдруг Вам становится очень грустно?

7. Стоите ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

9. Бывают ли дни, когда без особых причин Вы ворчливы и раздражительны, и все считают, что Вас лучше не трогать?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы чем-нибудь быстро так увлечься, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросили письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) Вы были первыми?

17. Не боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Сильно ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств или событий?

21. Любят ли Вас ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое душевное потрясение?

25. Трудно ли Вам сидеть долго на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам допускают несправедливость?

27. Хвастаете ли Вы иногда?

28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если скатерть или штора висят неровно, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один (одна)?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть лучшим (одним из лучших) в Вашей профессиональной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо веселым?

35. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

36. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы преисполнены счастья?

37. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

38. Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно той, которая не требует особой кропотливости и выполняется быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам расстраиваться настолько после какого-либо конфликта или ссоры, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы теряете чувство юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли Вы первые шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уйдя из дома, возвращаться проверять, не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас мысли, что с Вами или с Вашими родными должно что-нибудь случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, сердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы в достижении цели, если на пути встречается много препятствий?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошедшего или будущего дня?

66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать задание одноклассникам?

67. Могли бы Вы один (одна) пройти в темноте через кладбище?

68. Вы не раздумывая вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем определенном месте?

70. Случается ли с Вами, ложась спать в отменном настроении, следующим утром вставать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о Вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершаете несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы в юности принимали участие в кружках художественной самодеятельности, драмкружках?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от очень веселого настроения к очень тоскливому?

85. Можете ли Вы развлечь общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева (досады)?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых осознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за кляксы страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны, недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают устрашающие сновидения?

92. Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если Вы, например, стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из высокого окна?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимаетесь ими, то недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?

96. В беседе Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так улечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?


ОБРАБОТКА

Подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, и ум­ножить на коэффициент «К».

Тип акцентуации «Да» «Нет» «К»
1. Гипертимность 1,12,25,36,50,61,75,85 -  
2. Эмоциональность 3,14,39,52,63,77,87    
3. Тревожность 17,30,42,54,67,79,91    
4. Демонстративность 7,21,24,32,45,49,71,74,81,94,97    
5. Дистимность 10,23,48,83,96 34,58,73  
6. Застревание 2,16,26,38,41,62,76,86,90 13,51,66  
7. Педантичность 4,15,19,29,53,43,65,69,78,89,92    
8. Цикличность 6,20,31,44,55,70,80,93 -  
9. Возбудимость 8,22,33,46,57,72,82,95 -  
10. ээээээлэээЭЭкзальтированность 11,35,60,84 -  
11. Ложь 9,47,59,68 18,27,37, 63  

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ

под ред. Реан А.А., Лукина СЕ. по курсу «Психодиагностика»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................... 4

1. Психологическая концепция акцентуаций 5

1.1.Понятие акцентуации........................................................ 5

1.2.Описание типов акцентуации по Личко............................. 6

1.3.Описание типов акцентуации по Леонгарду...................... 10

2. Технология работы с методиками 12

2.1. ОДО........................................................................................ 12

2.1.1.Процедура тестирования................................................ 12

2.1.2.Обработка и интерпретация результатов.......................... 14

2.2. Методика Шмишека............................................................. 19

3. Рекомендации по психокоррекционной и психопедагогической работе с................................................. 21
акцентуированными личностями...........................................

3.1.Общие рекомендации............................................................. 21

3.2.Специальные рекомендации (по типам)............................. 25

Словарь терминов........................................................................ 33

Литература................................................................................. 35

Приложения.............................................................................. 37


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая Вашему вниманию работа представляет собой методическое руководство по использованию мощного психодиагностического пакета по оп­ределению типов акцентуации. Этот пакет объединяет две методики: методику Смишека и ЦЦО (патопсихологический диагностический опросник) Личко.

Первая методика была создана Н. Schmieschek в 1970 на основе разрабо­танной К. Leonhard в 1964,68 концепции "акцентуированных личностей". Эта методика была рассчитана на взрослых лиц. ЦЦО был разработан А.Е. Личко в 1970 на основе психологической теории отношений. Он был рассчитан для ис­следования подростков 14-18 лет, но практика его использования подтвердила возможность тестирования и более раннего возраста - 11-12 лет. Существуют данные о сопоставь ости результатов тестирования по двум методикам. Поэто­му мы считаем правомерным объединение методик в один пакет с широким диапазоном применения. В первой части дается описание типов акцентуаций, составленное на основе проведенного нами обобщения различных работ авто­ров классификации Леонгарда и Личко. В некоторых случаях в описания вклю­чены необходимые дополнения и уточнения. Эти описания приведены не толь­ко для ознакомления, но и в помощь пользователю для составления психологи­чески грамотного заключения по диагностированному типу.

Советуем особое внимание обратить на третью главу, содержащую компи­ляцию как уже сложившейся практики психолого-педагогической и психокор-рекциошюй работы с акцентуаптами, так и собственного опыта работы в этом направлении.

Мы думаем, что дня некоторых категорий пользователей полезным будет и использование словаря специальных терминов, помещенного в конце руково­дства.

Наиболее эффективным мы считаем использование пакета методик в сле­дующих практических областях:

• педагогика - выявление причин школьной дезадаптации (неуспеваемость, нарушение дисциплины, конфликты со сверстниками, преподавателями и родителями), выбор оптимального стиля педагогического взаимодействия; трудными подростками и т.д.;

• медицина (психотерапия) - диагностика причин личностной, дезадаптации и выбор адекватны; методов психотерапевтической) воздействия и т.п.;

в социальная сфера - профориентация (выявление причин, затрудняющих профессиональный выбор, определение адекватного стиля взаимодействия с клиентом), проведение судебно-медицинской экспертизы, выявление группы риска (лиц, склонных к правонарушениям, наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки и т.п.;

• менеджмент - отбор и оценка персонала, формирование совместимых команд, разработка рекомендаций но оптимизации стиля деятельности руководителя;

• вооруженные силы - выявление лиц, склонных к депрессивным состояниями аффективным реакциям, формирование совместимых экипажей и т.д.


1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ

1.1. Понятие акцептуации

Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, про­фессор неврологии некрологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (К. Leonhard). Им же разработана и отгеана известная классификация акцентуаций личности.

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуа­ций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходи сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную вы­раженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адап­тацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательную уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, могут сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности и некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией), может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти "другие" ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.

В работах К. Леонгарда используется кат сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера". Хотя все-таки главным у него является понятие "акцентуация личности" Сама классификация К. Леон­гарда есть классификация акцентуированных личностей. А.Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в дей­ствительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь.

Мы полагаем, что справедливым является использование обоих сочетании - и акцентуированная личность и акцентуация характера. В отечественной пси­хологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие в понятиях личность и характер. При этом имеете в виду, что понятие личность более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интел­лект, способности и т.д. Между тем, в западной психологии часто, говоря "лич­ность", имеют ввиду ее характерологию. К этому есть определенные основания, потому что характер - это не только базис личности (так считают многие, хотя и это дискуссионно), но и интегративное образование. В характере находят свое выражение и система отношений личности, ее установки, ориентации и. т.д. Ес­ли же обратиться именно к описаниям различных акцентуаций (все равно и ка­кой типологии - К. Леонгарда или А. Личко), легко увидеть, что многое в них характеризует именно личность в различны> ее аспектах. В дальнейшем мы в равной степени и равном значении будем использовать оба термина - акцен­туированная личность и акцентуация характера.

Одной из распространенных практических ошибок, от которой нам хоте­лось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной па­тологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркива­лось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а лю­бое отклонение от нее рассматривать как патологию (К. Леонгард, 1981). К. Ле­онгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все ска­занное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является tie патологией, а крайним вариантом нормы.

По различным данным, распространенность акцентуаций в популяции сильно, варьирует и зависит от многих факторов. К этим факторам относятся социокультурные особенности среды, половые и возрастные особенности и др. По данным К. Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет примерно 50%. Однако авторы специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуированных и неакцентуированных людей может быть иным.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточ­но, уже сейчас определенно можно говорить о феномене заострения черт ак­центуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцен­туаций в скрытые. По данным Н.Я. Иванова (см. табл. 1, приложение), рас­пространенность акцентуаций в подростковом возрасте, а также, в возрасте ранней юности различна у мальчиков и девочек. Кроме того, доля акцентиро­ванных варьирует в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.

1.2. Описание типов акцентуаций но А.Е. Личко

Неустойчивый тип

Главная черта - нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непре­рывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связаны и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна, К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Конформный тип

Главная черта - конформность: ярко выраженное стремление быть "как все". Это стремление распространяется на все - от стремления одеваться как все до сильной зависимости суждений, позиций и поведения от окружения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в "хорошей" среде старательно учатся и работают, в "плохой" среде - усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее ус­пешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычногo общества.

Шизоидный тип

Главными чертами являются замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения. Быстрая истощаемость в кон акте побуждает к еще боль­шему уходу в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неумении по­нять чужие переживания, в низкой эмпатии (способности к сопереживанию), в неумении понять желания и мысли партнера. Увлечения отличаются силой, по­стоянством и нередко необычностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью, часто подчеркиваемой асексуальностью. Труд­нее всего переносятся ситуации; где нужно установить неформальные эмоцио­нальные контакты, а также вторжение посторонних во внутренний мир.

Эпилептоидный тип

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого на­строения с постепенно нарастающим раздражением и поиском объекта, па ко­тором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окра­шена ревностью. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверст­никами. Хорошо адаптируются в условиях строп что дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завла­деть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственны ме­лочная аккуратность, скурпулезность, дотошное соблюдение всех правил (за­частую условных) иногда даже в ущерб делу, приверженность к порядку, пе­дантизм.

Истероидный тип

Главными чертами являются мощный эгоцентризм, ярко выраженная жаж­да внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания. Все остальные: особенности основаны на этом. Лживость и фантазирование целиком служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственны театральность переживаний, склонность к позерству. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют па первенство или на исключитель­ное положение. Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением най­ти такое дело, где можно быть на виду.

Астено-невротический тип

Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражитель­ность. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обста­новке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают но ничтожному поводу.

Сенситивный тип

Имеет две главные особенности - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видит множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим фи­зическим "Я" ("образ тела"). Замкнутость, робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бы­вают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения (тем более несправедливого).

Психастенический тип

Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее свое и своих близких), склонность к самоанализу. Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя и особенно: а других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоян­ной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.

Гипертимный тип

Отличается всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, разме­ренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и тре­бующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к пере­оценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на буду­щее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бур­ным, но коротким вспышкам раздражения.

Циклоидный тип

Характерной особенностью является достаточно частая смена нередко вы­раженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрес­сивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подрос­ток становится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неуря­дицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно уни­жающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценно­сти и ненужности. Возможно провоцирование суицида. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Длительность каждой фазы обычно не велика (1-2 педели). Между фазами часто имеет место доста­точно длительный период неакцентуированного, "гармоничного" поведения.

Лабильный тип

Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависят активность, работоспособность, об­щительность. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Гонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремят­ся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны зна­чимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить свой характер.

Смешанные типы

Помимо явных акцентуаций, встречаются случаи одновременного заострения двух черт. Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуации.

Смешанные типы могут быть обусловлены эндогенными факторами: наследственными особенностями и особенностями раннего периода развития. К такого рода типам относятся: конформно-гипертимпый, сочетания лабильного типа с циклоидным, астено-невротическим и сенситивным; астено-невротического типа с сенситивным и психастеническим; шизоидного с сенси­тивным, психастеническим, эпилептоидным и истероидным; истероидного типа и эпилептоидным. Такие сочетания носят название промежуточных типов.

Смешанный тип может сформироваться и как результат накладывания черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу каких-либо хронически действующих психогенных факторов. Такие смешанные типы носят название амальгамных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: