Не сочетаются между собой тины

Гипертимный - с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.;

Циклоидный - со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного.

Лабильный - с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эшглептоидным.

Сенситивный - с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым

Психастенический - с гипертимным, циклоидным, лабильным, зпилептоидным, истероидным, неустойчивым

Шизоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астеноневротическим

Эпипептоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим

Истероидный - с циклоидным, сенситивным, психастеническим. Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

1.3. Описание типов акцентуаций но К. Леонгарду

Демонстративный тип

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе вни­мание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовос­хваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсив­ность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обуслов­лена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побужде­ниями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Дистимический тип

Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это прояв­ляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жиз­ни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны/Активность, а тем более гиперактивность им со­вершенно не свойственны.

Экзальтированный тип

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, эк­зальтированная реакция. Они легко приходят в восторг о радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и пере­живание сочетаются с ярким их внешним выражением.

Педантичный тип

Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повы­шенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым пере­менам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется, то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность.

Тревожный тип

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, пет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимический тип

Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными. В гипертимичеекой фазе поведения типичное -радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии харак­терны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоцио­нального отклика.

Гипертимический тип

Заметной особенностью гипертимического типа личности является посто­янное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой ак­тивностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, по теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности


2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТОДИКАМИ

2.1. ПДО (патохарактерологический диагностический опросник)

2.1.1. Процедура тестирования

Опросник ПДО был разработан в 1970 А.Е. Личко в Ленинградском пси­хоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Лежащая в его основе пси­хологическая теория отношений определила и процедуру и своеобразное по­строение опросника. Исследованию подвергается отношение испытуемого к ряду личностных проблем, разбитых а тексте опросника на 25 тем. Каждая тема содержит список от 10 до 19 возможных ответов. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие варианты, причем допускается выбор несколь­ких вариантов, а также отказ от выбора. Такая процедура, несомненно, предос­тавляет больше возможностей для проявления истинной установки испытуемо­го по сравнению с неизбежно вынужденными ответами в традиционных оп­росниках.

Основная задача опросника ПДО - определите типов акцентуации харак­тера и типов психопатии. Помимо этого опросник позволяет определять психо­логическую склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск фор­мирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, оцени­вать возможность органической природы психопатии и акцентуации характера, оценивать степень проявления реакции эмансипации в самооценке, а также сте­пень проявления черт мужественности-женственности в системе отношений.

При работе с опросником принято использовать следующую систем ус­ловных обозначений:

Г- гипертимный тип

Ц - циклоидный тип

Л - лабильный тип

Л - астено-невротический тип

С - сенситивный тип

II - психастенический тип

Ш- шизоидный тип

Э - эпилептоидный тип

И - истероидный тип

И - неустойчивый тип

К - конформный тип

О - показатель негативного отношения к исследованию, количество от­казов от выборов

Д - показатель диссимуляции черт характера

Т - показатель откровенности

В - (brain minimal damage) показатель органической природы психопа­тии и акцентуаций

Дп - показатель риска депрессии

Е - показатель реакции эмансипации

d - психологическая склонность к делинквентности

М - выраженность черт мужественности

Ф - выраженность черт женственности

V - психологическая склонность к алкоголизации.

Эти условные обозначения встречаются в тексте, они используются при оценке результатов, в графике подсчета баллов и в необходимых для оценки таблицах.

Для проведения обследования требуется текст опросника ПДО и два от­ветных бланка. Текст опросника представляет собой список утверждении, сгруппированных по 25 темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, соответствующие номерам утверждений в тексте опросника. Тестирование проводится индивидуально или с группой, включает два исследования и требует па каждое исследование от получаса до 1 часа времени. Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, хотя возможно обследование более раннего возраста - с 11-12 лет, принципиальных ограничений для этого нет, хотя достоверность результатов все же снижается. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью, либо с присутствием острого психотического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом де­фекте.

В первом исследовании испытуемый знакомится с инструкцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выбирает наиболее подходящий ответ или несколько ответов.

Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в тех же самых разделах выбирает один или несколько наиболее неподходящих ответов. В обоих исследованиях нельзя выбирать более трех ответов и разрешается отка­заться от выбора в каких-то разделах.

Наш вариант процедуры тестирования предполагает размещение всех вариантов ответов но всем типам на одном ответном бланке. Каждая колонка со­ответствует теме с тем же номером. Цифры в колонке соответствуют номерам вариантов ответов. Выбор рекомендуется отмечать перечеркиванием накрест нужной цифры. Отметка должна быть достаточно четкой и яркой, это повышает удобство и скорость обработки.

Сразу же после тестирования необходимо проверить ответные листы. Если обнаружится, что в каком-либо разделе испытуемый сделал более трех выбо­ров, следует попросить его сократить выборы до необходимого количества. Если окажется, что отказов в целом по всем разделам больше шести, то испы­туемый должен попытаться уменьшить их число. Иначе результаты тести­рования не могут быть рассмотрены как достоверные.

Большое количество отказов от выбора говорит либо о трудности работы с опросником, либо о негативном отношении к исследованию. И во втором слу­чае, если сокращение количества отказов встречает сопротивление, лучше по­вторить тестирование, но уже после психотерапевтической беседы.


2.1.2. Обработка и интерпретация результатов

Первичная обработка результатов осуществляется с помощью ключей с кодом шкалы объективной оценки. Ключи содержат символьно-цветовые обо­значения типов и дополнительных показателей. Каждый символ соответствует одному баллу в пользу соответствующего типа или показателя. За один выбор может начисляться несколько баллов, причем по нескольким типам.

Для обработки результатов предлагается два ключа - для первичного и для вторичного исследования. Накладывая ключ на соответствующий ответный бланк и совмещая маркеры, психолог последовательно ищет ключевые окна, совмещенные с отметкой на бланке. Коды типов указаны сверху над ответом, коды дополнительных показателей внизу под ответом.

Получаемые таким образом баллы по 1-му и 2-му исследованиям отклады­ваются на графике подсчета баллов (см. оценочный бланк) символом "X". Да­лее осуществляется оценка и уточнение графика, определение дополнительных и вспомогательных показателей. Уточнение графика производится начислением дополнительных баллов по шкале ОШ. Баллы начисляются, если при анализе исходной ОШ обнаруживается наличие каких-либо показателей из таблицы:

Показатели ОШ Начисляемые баллы
Г = 0 или 1 П, С
Ц>=6 Л
А>=4 л
П = 0 или 1 II
Н = 0 или 1 п
К = 0 шш, и
К=1 ш
Д>=6 н
т>д пп,ц
В = 5 э
В>=6 ээ
Е>=6 ш, и
d5 ш
О б с
М < Ф (у мальчиков) с, ш, и
V>=-6 с
V<=+6 и
Г ошибка в выборах* э
2 и более ошибки ээ

* ошибка в выборе означает, что один и тот же номер выбирается и в первом, и во втором исследовании


Конформность

Если К=0 или I - низкая конформность, даже нонконформизм;

К=2, 3 - умеренная конформность;

К=4, 5 - средняя конформность;

К=6 и более - высокая конформность.

Негативное отношение к исследованию

Об этом свидетельствует величина О = 7 и большая. Надежность диагностики типа при этом существенно снижается

Возможная склонность к диссимиляции

Здесь этот показатель трактуется как стремление не раскрывать черт своего характера и действительного отношения к проблемам.

Если Д больше, чем Т на 4 балла и больше, это значительно снижает точ­ность диагностики типов и практически полностью исключает правильную ди­агностику типов Ц и К.

Высокий Д=б и более наиболее часто встречается у типа [I.

Повышенная откровенность

Об этом свидетельствует превышение показателя Т над Д. Чаще встречает­ся у типа Ц и особенно П.

Возможность органической природы психопатии и акцентуации характера

Основывается на значении В - если оно равно или более 5, то вероятность органического генеза очень велика. Если же В меньше 5, то данная вероятность тем не менее не отрицается.

Выраженность реакции эмансипации в самооценке

Оценивается величина показателя Е.

При Е=0 или 1 - реакция эмансипации слабая;

при Е=2 или 3 - умеренная;

при Е=4 или 5 - выраженная;

при Е=б и более - очень сильная;

Выраженная реакция эмансипации не свойственна типам С и П-в этом случае эти типы не диагностируются независимо от количества баллов по объективной шкале (ОШ).

Слабая выраженность реакции эмансипации у типа Г не отражает зачастую резкую ее выраженность в поведении.

Психологическая склонность к делинквентности

Определяется только у подростков мужского пола при значении показате­ля d = 4 и более. Исключением является тип Ш, у которого этот показатель час­то высок безо всякой склонности к делинквентности, и тип Н, для которого <1 обычно низок, но при этом склонность к делинквентности, как правило, высока.

Выраженность черт мужественности — женственности в системе отношений

Если разность М-Ф - положительна, то в системе отношений преобладают черты мужественности, если отрицательна - женственности! Преобладание М у подростков-девочек часто встречается в случае психопатии. И наоборот, преоб­ладание Ф у подростков-мальчиков часто встречается при психопатиях и ак­центуациях по типу И, Ш, С.

Психологическая склонность к алкоголизации (V).

Определяется без графика. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов в тестой теме ("Отношение к спиртным напиткам") по 1-му и 2-му исследова­нию.

При V - отрицательном - склонность к алкоголизации отсутствует;

При V=0 или +1 - результат неопределенный;

При V= +2 и выше - предполагается склонность к алкоголизации;

При V= +6 и выше - результат говорит скорее о склонности выставить на­показ свое алкогольное поведение.

Высокий риск депрессии (Дп)

Этот показатель отсутствует в кодах объективной шкалы. Он вычисляется на основе анализа графика. Сначала по Дп начисляются положительные баллы -по одному за каждое событие: 1) Г=2 и меньше, 2) С=7 и больше, 3) Н=2 и меньше, 4) Т>Д, 5) М<Ф (только для подростков-мальчиков).

Затем из полученного числа вычитается по одному баллу за каждое собы­тие из следующих: 1) Г=7 и больше, 2) Н=7 и больше, 3) М=7 и больше, 4) Есть диссимуляция личного отношения.

При Дп отрицательном - высокий риск депрессии отвергается, при Дп= +2 и выше - существует высокий риск депрессии, при Дп= +1 или 0 - результат не­определенный.


ДИАГНОСТИКА ТИПОВ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

Производится с помощью последовательно применяемых правил.

Правило 0. Тип считается неопределенным, если по ОШ не набрано мини­мальное диагностическое число (МДЧ) баллов ни для одного из типов.

МДЧ составляет для типа Г - 7 баллов, для типа А - 5, для остальных - б.

Правило 1. Если МДЧ достигается или превышается только для одного ти­па, то диагностируется этот тип (кроме случаев, указанных в правилах 2. и 3).

Правило 2. Если установлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются.

Правило 3. Если реакция эмансипации выражена в самооценке, то типы С и П не диагностируются.

Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще одного или нескольких типов, то тип К не диагностируется.I

Правило 5. Если после применения правил 2, 3 и 4 оказывается, что МДЧ достигнуто в отношении еще 2-х типов, то:

а) в случае ниже перечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип:

ГЦ, ГН, ПИ;

ЛА, ЛС, ЛИ. ЛИ;

АС, АЛ, АИ;

СП, СЩ; ШЭ, ШИ, ПК;

ЭИ, ЭН;

ИН

Исключение составляет случай в правиле 6.

б) в случае остальных сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ;

в) если в отношении двух несовместимых типов достигнуто одинаковое превышение над МДЧ, то для исключения одного из типов руководствуются следующим принципом доминирования:

Г+Л=Г Ц+А=А Л+П=П С+Э=Э

Г+А=А Ц+С=С Л+Ш=Ш С+И=И

Г+С=Г Ц+П=П Л+Э=Э С+Н=Н

Г+П=П Ц+Ш=Ш А+Ш=Ш

Г+Ш=Ш Ц+Э=Э А+Э=Э П+Э=Э

г+э=э ц+и=и а+н=н п+и=и

Ц+Н=Н п+П=Н

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа достигнуто превышение над. МДЧ большее, чем у других типов и разница в превышении МДЧ составляет больше 4-х, то другие типы не диагностируются, даже если сочетание совмес­тимо.

Правило 7. Если МДЧ достигнуто в отношении трех и более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их не удается сократить до двух, то отбираются два типа, в : пользу которых получено наибольшее превышение в баллах и далее выполняется правило 5.

Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости вделать выбор между несколькими типами, в отношении которых достигнуто одинаковое превышение над МДЧ, диагностируется 1-3 типа, которые в соответствии с правилом 5 совместимы с наибольшим числом из остальных сравниваемых.


РИСК СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (ШКАЛЫ Ю.В. ПОПОВА, И.Я. ИВАНОВА)

Оценка возможна, если определен один из типов Г, Л, С, Ш, Э, И, Н.

Если диагностирован смешанный тип, ориентироваться следует на тот тип, в отношении которого набрано большее количество баллов. Если же количест­во баллов одинаковое, пользуются шкалой любого из них.

Для определения риска социальной дезадаптации следует пользоваться следующими списками признаков для диагностирования типа:

Тины акцентуаций Признаки дезаптации
Гипертимный Г >= 11, Э > = 7, Н >= 8, Д >= 5, Е >= 5, Г+Н >=19
Лабильный Л>= 12, Ш >= 7, Н >=7, Е >= 4, d >= 5
Сенситивный С >= 11, Э >= б, d >= 3, Дп амбивалентность*
Шизоидный Л>=6,Ш>=12, d>=5
Эиилептоидный Ш>=7 И>=8 Н>=8 Е>=5 d>=5
Истероидный А>=5 П>=8 И>=13, Н>=7 d>=6
Неустойчивый Ц >= б, Н >= 10, В >= 5, А+С+П >= 7

* Дп амбивалентность - наличие и положительных, и отрицательных баллов по шкале депрессии.

Наличие хотя бы одного признака говорит о риске дезептации. Если при­знаков 2 и более - делают риск очень высоким.

Возможность формирования психопатии

Пппрнртшгтг.сг Tin тя^гтттг*1

Типы акцентуаций Признаки формирования психопатии
Гипертимный Н>=10,К = 0, Е>=6
Лабильный А>= б, Ш >= 7, К >=0, Д >= 6
Сенситивный С>=12
Шизоидный Г >= 1, Л <= 1, Ш >= 13, d >= 7, V >= +4
Эпилептоидный Г = 0, Ц >= 8, К<= 1, d >= 6 две ошибки в выборах
  и более тши условии что 3 >= 10
Истероидный А >= 5, О >= 6, Е >= 6
Неустойчивый Н >= 12, К<= 1, В >= 5, V >= -6

При оценке возможности формирования психопатии следует руководство­ваться следующими правилами:

Правило 1. Отсутствие указанных признаков не может свидетельствовать против клинического диагноза психопатии, так как в 30% случаев, клинически верифицированных как психопатии, эти признаки могут отсутствовать.

Правило 2. Наличие указанных признаков у подростков с нарушениями поведения может расцениваться как один из доводов в пользу диагноза психо­патии при клинической оценке, по не как решающий диагностический фактор.

Правило 3. Обнаружение указанных признаков при массовом обследова­нии не может служить прямым указанием для подозрении в отношении психо­патий. Однако такие подростки нуждаются в более тщательном и детальном психологическом обследовании.

После топ) как определен тин акцентуации характера и определены пока­затели, психологом может быть сделано заключение. Перед тем как делать за­ключение, желательно сопоставить результаты тестирования по ПДО и анали­тические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведения по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует отмечать реакции эмансипации, группирования, конформность и т.п.), самооценка, ситуации, являющиеся уязвимым местом; подростка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сексуальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информативные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недостоверности этих результатов.

При составлении заключения, кроме указания диагностированного типа акцентуации, можно использовать описательные поведенческие характеристи­ки типов акцентуаций, представленные в первом разделе.

2.2. Методика Х. Шмишека

Данная методика была разработана X. Шмишеком в 1970 на основе кон­цепции К. Леонгарда акцентуированных личностей. По форме она представляет
собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта от­ветов - "да", "нет".

Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом вари­анте. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на под­ростках 14-16 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.

После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключа. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соот­ветствующих коэффициентов по формуле:

Сырые Баллы х Коэффициент = Итоговый Показатель.

Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:

1. Гипертимический 3

2. Застревающий 2

3. Педантичный 2

4. Эмотивный 3

5. Тревожный 3

6. Циклотимный 3

7. Возбудимый 3

8. Дистимический 3

9. Демонстративный 2

10. Экзальтированный б

Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение - 24), то это считается- при­знаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные (Уфа, 1986), ко­торые подтверждаются и нашими исследованиями, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.

Далее, результаты могут быть представлены графически. Для этого следу­ет отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации -значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фик­сации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль лич­ностных акцентуаций.

Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности и убеждения нужны психологу на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и соз­дать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, мы можем иногда заметить, что про­филь акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае мы советуем при определении тиков акцентуации не привязывать оценку к каким-то число­вым значениям, а оценивать форму профиля.

При составлении заключения могут использоваться описательные пове­денческие характеристики, приведенные в 1-м разделе.


3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ II

ПСИХОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ

3.1. Общие рекомендации

Особенности психокоррекционной и психопедагогической работы зависят от того, какого результата хочет достичь психолог ими педагог. Специфика работы с акцентуированными личностями заключается в том, что акцентуации не относятся к явлениям психопатологическим, а являются вариантами нормы,
Более того, возможные негативные следствия акцентуации по определенному типу уравновешиваются ее позитивным влиянием им проявление творческих способностей личности, развитие индивидуальности. Поэтому психокоррекционные воздействия не обязательно направляются пинивелирование акцептуированной черты. Исключением могут стать только случаи, когда акцентуация
приводит к нарушению социальной адаптации.

. Работа психолога или педагога с акцентуантом в основном заключается в коррекции или построении особого рода отношений акцентуанта с окружающими с учетом характера его акцентуации. Частным случаем такой работы мо­жет служить построение отношений между психологом и акцентуантом в процессе психокоррекции.

Установление первого контакта

К первому контакту психолог должен подходим, имея определенную установку. Если он имеет дело с подростком, его позиция не может быть позицией нейтрального, незаинтересованного лица, бесеяраетно оценивающей действия и внутренний мир подростка. Подросток в большей степени чем взрослый ищет эмоционального сопереживания. Поэтому с самых первых шагов психокоррекции психолог использует механизм эмоционального отреагирования. Отреагирование приносит ощутимое облегчение подростку, по, поскольку происходящие при этом изменения крайне нестойки, этот механизм используется для создания основы последующих психокоррекционных действий.

Взрослому акцентуанту тоже необходимо от психолога проявление эмо­ционального отреагирования. Но установка психолота в этом случае отличается большей нейтральностью.

Необходимая для контакта установка может быть окончательно принята психологом только с учетом того конкретного типа акцентуации, с которым он имеет дело. Каждый тип обладает определенными требованиями к дистанции, потребностью в сопереживании, степенью истощаемое в контакте, степенью внушаемости или сопротивлению директивности и т.д. Конкретные данные по особенности контакта с разными типами Вы можете найти в разделе 3.2.

Специфические для подростков реакции эмансипации, увлечения, группи­рования также влияют на установление первого контакта. 'Гак, подросток скло­нен переносить реакцию эмансипации на психолога. Это представляет собой серьезное препятствие. Сильная реакция эмансипации требует от психолога скорректировать спою установку. С первого контакта подросток должен почувствовать равноправие отношений, возможность проявить свою самостоя­тельность. Он должен видеть, что психолог или педагог ищет в нем взрослые черты, но не настаивает, чтобы подросток что-то делал, говорил или чувство­вал, поскольку он уже не ребенок.

Приведем в пример тактический план первого контакта, предложенный А.Е. Личко (Труды..., т.бб, 1973), составленный с учетом психологических осо­бенностей подростков-акцентуантов. Вначале подростку сообщаются извест­ные психологу сведения, полученные из различных источников. Подросток должен подтвердить их или опровергнуть, что-то дополнить и объяснить. Уже на этом этапе можно обнаружить наиболее эмоционально значимые темы по таким признакам, как недомолвки, уклонение от обсуждения некоторых вопро­сов, вегетативные реакции. На первых этапах контакта эти темы лучше оста­вить в стороне. От болезненных тем можно плавно уклониться с помощью рас­спросов формальной) характера, а затем развивать контакт в направлении его неформальных отношений с товарищами и его увлечений. Добившись здесь оп­ределенного- контакта, можно вернуться к «больным проблемам».

Психокоррекционные подходы

Психокоррекционные мероприятия, направленные на акцентуанта, не должны, как уже указывалось, иметь своей целью сглаживание акцентуирован­ной черты. Основной упор делается на осознание акцентуантом специфических особенностей своего характера, ситуаций и отношений, в которых он чувствует себя наиболее уязвимым и собственных действий, которые к этой уязвимости приводят. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных си­туаций и себя и этих ситуациях. Появляются новые способы анализа ситуации и повышается вероятность формирования новых способов действий.

Конкретные действия, с помощью которых достигается осознание, разли­чаются от подхода к подходу. Рациональная (разъяснительная) психокоррекция использует апелляцию к логике, рассудку. Она проводится в режиме индивиду­альных бесед, во время которых в ненавязчивой форме, о привлечением приме­ров из жизни других акцентуанту разъясняются причины его поступков, оп­лошности, ошибки, сильные и слабые стороны характера. В ходе беседы психо­лог стремится подвести его к определенному решению. Тут может быть два ва­рианта. Либо акцентуанта постепенно подводят к правильному решению, чтобы у него создалось впечатление, что такое решение он принял сам, либо при хо­рошем контакте и доверии психолог, используя элементы внушения, предлагает это решение.

Групповые методы психокоррекции также нацелены на осознание собст­венных качественно используют для этого опосредованное воздействие через мнение группы И закономерности межличностного взаимодействия в группе. Для групповых дискуссий важен выбор темы. Она должна соответствовать ин­тересам участников и касаться особенностей их характера. Полезно бывает обсуждать темы: контакты с окружающими людьми, взаимоотношения с членами семьи, личный жизненный успех. С подростками это могут быть такие темы как отношения с родителями, отношения с товарищами, выбор жизненного пути и т.д.

Напряженное состояние участников дискуссии может быть снято переносом внимания участников на каких-либо посторонних лиц. Им может быть предложен для обсуждения пример из жизни или история болезни неизвестного человека. При достаточной открытости и взаимопонимании в группе может быть применен более сильный проективный прием - когда для обсуждения предлагаются некоторые важные для осознания эпизоды из жизни, призеры, жизненные ситуации, сходные с таковыми одного из участников группы, либо
даже примеры из жизни собственно участников группы. Но этот прием трудно
применим для подросткового возраста и предъявляет высокие требования к
уровню развития группы и профессионализму психолога.

Групповые дискуссии довольно эффективны во взрослом возрасте, но в
подростковой среде возникают значительные трудности. Ощутимый результат
может проявиться, если подростки сплочены в неформальную группу и если с
неформальным лидером у психолога установлен хороший контакт. В против-
ном случае лучше использовать невербальные групповые методы, либо индивидуальный подход.

Одной из разновидностей групповых методов является семейная психокоррекция. Чрезмерное развитие некоторых черт характера может подпитываться
особенностями семейных взаимоотношений. Это относится, конечно, цреимущественно к подросткам. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, невро­зов, формированию психопатических развитии па базе акцентуированных черт.
Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно
уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. Так, согласно
классификации А.Е. Личко, выделяется несколько чипов неправильного воспи­
тания:
Гипопротекция - недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типам.

Доминирующая гиперпротещия - чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. I Особенно неблагоприятна для. акцентуаций но психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция - недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неус­тойчивые и истероидные черты.

Воспитание "в культе болезни" - болезнь ребенка, даже, незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело оказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений -срывание зла на подростке и душев­ная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпи­лептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности - на ребенка воз­лагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут пере­ходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травми­рующим для любых типов акцентуаций.

Тактика психолога может заключаться в том, чтобы от индивидуальных бесед с, каждым членом семьи постепенно прийти к общесемейной психокор­рекции, в ходе которой (м.б. в целой серии встреч) будут строиться продуктив­ные способы внутрисемейного оценивания и взаимодействия. Сначала в ходе односторонних встреч психолог способствует эмоциональному отреагированию каждой из сторон. После эмоционального отреагирования происходит различе­ние сущности конфликта или неправильных отношений. Объясняются характе­рологические особенности сторон, ошибочные представления каждого члена семьи, мотивация их поступков.

На заключительном этапе происходит взаимная коррекция оценок и по­строение шаблонов продуктивного взаимодействия. На этом этапе оказывается возможным использовать элементы социально-психологического тренинга, психодраммы, невербальные групповые методы.

Как индивидуальные, так и групповые методы коррекции ак­центуированных личностей предполагают, особенно на первых этапах, целена­правленные действия по осознанию своих специфических особенностей, своих слабых и сильных сторон.

Дальнейшие шаги уже закрепляют и развивают достигнутый результат, но упор на лучшее осознание собственных свойств и действий проявляется и тут. Не будет преувеличением сказать, что самосознание - основная тема психокор­рекции акцентуированных личностей, что именно оно намечает контуры после­дующих изменений.

Обобщенная цель может конкретизироваться психологом применительно к специфике случая. В качестве примера приведем несколько возможных направ­лений психокоррекционпых действий:

- формирование адекватных представлений о тех социальных действиях и си­туациях, в которых человек чувствует себя наиболее уязвимым, формирование умений адекватного восприятия и анализа социальных ситуаций и мне­ний окружающих и продуктивного реагирования на них;

- познание своих конституциональных особенностей и нервно-психических резервов и обучение организации своего стиля жизни и деятельности в соответствии с имеющимися внутренними ограничениями;

- изменение непродуктивных способов реагирования в повторяющихся жизненных обстоятельствах за счет включения в реагирование более сильных и выносливых сторон характера;

- формирование адекватного и гибкого отношения к будущему, развитие раз­нообразных и содержательных ориентации на собственное будущее.

Возможно и множество других вариантов, повышающих гибкость осозна­ния и поведения.


3.2. Специальные рекомендации (но типам)

Гипертимный тип

Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивого негативного отношения педагога к такому, учащемуся. Формирование жесткого негативного отношения часто может проходить незаметно для самого педагога. Становление устойчивого стереотипного негативного отношения облегчается за счет того, что именно гипертим больше все­го чисто внешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем может искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязни к педагогу. Такая искаженная интер­претация ПРИЧИН поведения гипертима педагогом подкрепляется к тому же еще и таковой, свойственной гипертимам особенностью поведения, как недос­таток чувства дистанции со старшими (по положению или но возрасту). Край­ним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин та­кого поведения. В качестве примера приведем следующий факт из нашего опы­та практического психологического консультирования (Л. Реан, 1988). Педаго­гам одного из учебных заведений была предложена помощь в проведении пси­холого-педагогической коррекционной работы с учащимися. Однако, в силу ог­раниченности возможностей, мы попросили их включить и список для психоло­гического консультирования толь о тех учащихся, которые оценивались бы пе­дагогами как "очень трудные", как даже имеющие криминальный потенциал и вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов. Из восьмисот (!) учащихся было отобрано педагогами только двадцать таких "особых", по их мнению. Последующая наша работа с ними показала, что все 100% из них оказались гипертимами. Но при этом у многих из них не было обнаружено каких-то дополнительных факторов делинквентного поведения, кроме характерной для гипертимов неусидчивости, недисциплинированности и вообще повышенной активно­сти.

Все вышесказанное ставит перед практическим школьным психологом одну специфичную задачу. В целях предупреждения формирования у педагогов устойчивого негативного отношения к учащемуся-гипертиму, психологу целе сообразно проводить коррекционную работу не только с учащимися, но и с са­мими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным оказывается ужо только разъяснение педагогу сущности, особенностей и механизмов гипертимпого поведения. При этом следует особо акцентировать внимание, что ос­новой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, но не нега­тивная учебная мотивация. Л тем более не негативное, неприязненное отноше­ние учащегося к педагогу.

При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуации строгой регламентации, же­сткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В та­ких ситуациях повышается: вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, по и вероятность вспышек гнева и конфликта с педагогами; (воспитателями, родителями).

Делинквентность гипертимов обусловлена скорее не четко выраженными антисоциальными установками, а легкомыслием, гиперактивностью, реакцией-группирования и склонностью к риску. Однако эти "легкие" причины обуслав­ливают все-таки достаточно высокий риск делинквентного поведения среди ги­пертимов. По данным Л. Личко, гипертимиый тип входит в пятерку наиболее "рискованных" с точки зрения делинквентности. А вместе с близким ему по проявлениям неустойчивым типом, они прочно занимают лидирующее поло­жение по этому критерию (Л. Личко, 1983). По нашим данным, гипертимный в совокупности с неустойчивым типом (в своем исследовании мы не дифферен­цировали два этих близких характера) являются наиболее значимыми фактора­ми риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за совершение различных правонарушений, гипертимная и неустойчивая акцентуация составляют 76% (А. Реан, 1991).

Гипертимный субъект позволяет психологу легко устанавливать с ним контакт. В процессе психокоррекции следует воздерживаться от директивных методов. Особое внимание следует обращать на удержание дистанции, доста­точной для поддержания продуктивного взаимодействия.

Демонстративный тип

Главной особенностью при демонстративной акцентуации является жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обуславливает как само поведение демонст­ративного акцентуанта, так и особенности психолого-педагогического взаимо­действия с ним.

Подчеркнутое игнорирование такой личности, проявление в активной форме позиции "ты ничем не выделяешься на общем фоне" является исключи­тельно сильной мерой воздействия. Однако реакции на такую позицию могут быть самыми различными: от гиперактуализации потребности выделиться до аффективного взрыва, установления резко отрицательного отношения к лицу, от которого исходит идея игнорирования и усреднения. Гиперактуализация де­монстративной потребности может выражаться па поведенческом уровне даже в форме демонстративного суицида или демонстративной делинквентности. Т.е. потребность привлечь к себе внимание, выделиться может привести к по­пытке самоубийства (как правило, демонстративной) или к словесным угрозам этого. Что касается делинквентности, то действительно возможным мотивом противоправного поведения может стать желание привлечь к себе внимание, когда это не удается сделать иным образом. Однако чаще эта проблема решается через фантазирование или самооговоры, в том числе и в плане собственных криминальных наклонностей (способностей), а также якобы совершенных ко­гда-то противоправных действий.

Следует быть осторожным в "разоблачении" фантазий, выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана ("он не такой, каким себя представлял") часто является невыносимой для демонстративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги из дома, уходы из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом.

Что касается распространенности демонстративной акцентуации среди де­линквентов, то данные на этот счет неоднозначны. По одним исследованиям демонстративные акцентуанты достаточно широко представлены в группе де­линквентов - 52%, и занимают по этому критерию третье место (А. Личко, 1983). По другим данным, доля демонстративных акцентуантов в ipyimc делинквентнов незначительна - менее 10%, что не позволяет говорить об этом вп-де акцентуаций как особо делинквентном (А. Реан, 1991).

В процессе психолого-педагогической и психокоррекционной работы с демонстративными акцентуантами -девушками целесообразно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы, А именно па проблему вшетимпого поведения и, следовательно, на вопрос о риске оказаться включенным в крими­нальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Следующий фрагмент из мате­риалов проведенной нами судебно-психологической экспертизы по делу об из­насиловании шестнадцатилетней Н. достаточно хорошо разъясняв скачанное (А. Реаи, 1990). В процессе психологического исследования личности потер­певшей и анализа ситуации, кроме всего прочего, было установлено следую­щее. Характерными чертами Н, являются демонстративность поведения и эго­центризм. У нее диагностируется акцентуация характера истероидного типа (по А. Личко). Однако известно, что для данного типа акцентуаций эгоцентризм может с наибольшей силой проявляться как раз в сфере сексуальных реакций -через демонстративное поведение, афиширование своих реальных и мнимых связей, через самооговоры в целях привлечения к себе внимания окружающих. С учетом этих моментов был проведен анализ поведения в предкриминальной ситуации. Гуляя с двумя своими подругами вечером, около 23 часов, II. встретила своего знакомого - семнадцатилетнего Г., учащегося ПТУ. Всем сво­им поведением в процессе завязавшейся беседы Н. пыталась демонстрировать свою "взрослость", большую опытность по сравнению с подругами в общении с юношами. Ей было лестно, что именно ей в присутствии еще двух девушек предложил покататься с ним па мотоцикле, и она охотно на это согласилась. Поведение Н. стало иным, как только они оказались наедине - вдвоем, в поле, вдали от жилого массива. И это естественно, ведь "девушка легкого поведения" - всего лишь ситуативный имидж Н., причем эта демонстрация была рассчитана
не столько на Г., сколько на подруг Н. На предложение Г. вступить с ним в по­ловую связь Н. ответила отказом, просила ее не трогать, отвезти домой. Угроза­
ми совершить насилие в различных извращенных формах Г. подавил сопротивление II. и совершил насильственный половой акт. Таким образом, эгоцентризм
Н., демонстративность поведения и жажда внимания определили ее виктимное
поведение в предкриминальный ситуации, которое могло оказать стимулирующее (или провокационное) воздействие на поведение совершившего насилие
семнадцатилетнего Г., на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.

В процессе психокоррекциопной работы психологу для установления кон­такта с демонстративным типом необходимо дать ему почувствовать, что к не­му испытывают интерес как к личности. В дальнейших отношениях с ним при­ходится придерживаться потворствующей гиперпротекции Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно - только за реальные до­стижения и способности. В процессе психокоррекции следует стремиться к то­му, чтобы акцентуант больше рассказывал о других, подводить его к осознанию отрицательных сторон претенциозной демонстративности.

Застревающий тип

Главной особенностью этого типа является застревание аффекта, высокая устойчивость и длительность эмоционального отклика, обидчивость. В связи с этим необходимо учитывать, что, даже случайно обидев, неправомерно "задев" такого учащегося, педагог может надолго потерять с ним личностный контакт. Потеря контакта и застревание на обиде может сказаться не только на личност­ных взаимоотношениях, но и на отношении к предмету, на учебной успеваемо­сти.

Установлено, что отношение к предмету ("люблю - не люблю", "нравится -не нравится") опосредовано отношением ученика к учителю. Долгое время счи­талось, что зависимость отношения к предмету от отношения к учителю харак­терна в основном для учащихся боле, младших классов: начальная школа и 5-7 классы средней школы. Однако наши исследования показали, что эта зависи­мость сохраняется как в старших классах, так и даже в высшей школе. Отноше­ние к преподавателю входит в первую тройку значимых факторов, обусловли­вающих привлекательность предмета (А. Реал, 1987).

Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего акцентуанта во взаимоотношениях со сверстниками проявляется аналогичным же образом. Од­нако в данном случае негативное изменение личного отношения часто сопро­вождается вынашиванием плана мести, ответа обидчику. Эта месть может быть достаточно тонкой и достаточно отсроченной по Бремени.

Психопедагогическая коррекция может идти в двух направлениях. Первое - учет педагогом личностных особенностей застревающего акцентуанта в процессе взаимовоздействия (общения и деятельности) с ним. Что допустимо или даже целесообразно в отношении других учащихся, может быть совершенно недопустимым в отношении застревающих.

Второе направление - психопедагогическая коррекция личности, системы установок и поведения самого застревающего акцептуапта. Эта работа может проводиться "вообще", без конкретного повода, в ииде спонтанных бесед при любом удобном случае. Иногда несущий коррекционный потенциал фразы, мысли могут быть обращены, как быть и не к самому акцентуанту, а к группе в целом. Они могут проходить, например, в виде общих рассуждений о нецелесо­образности длительных обид, мстительности уже хотя бы с точки зрения раз­рушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающего­ся. Здесь есть много вариантов воздействия: о г эмоционально-суггестивного, внушающего, до рационального разъяснения, с опорой на научные факты.

Работа по психопедагогической коррекции застревающего акцентуанта может проводиться не только "вообще", но и по конкретному поводу, по кон­кретной ситуации обиды, застревания аффекта. В этом случае, конечно, требу­ется особое мастерство и осторожность, т.к. личность находится в "остром" со­стоянии. Воздействие на этом этапе чрезвычайно желательно, т.к. собственно помощь педагога и психолога такому акцентуанту по многом и состоит в уско­рении его выхода из "застревания". Психопедагогическая коррекция в данном случае носит ситуативный характер и связана с коррекцией отношения лично­сти к конкретной ситуации, к конкретному человеку. Если при этом ситуатив­ная коррекция опирается и на вышеуказанные общие стратегии коррекции лич­ности, то она вносит свой вклад в общее повышение устойчивости личности и социальной адаптации застревающего акцентуанта.

Распространенность застревающей акцентуации в группе делинквентов не так уж высока, хотя все-таки заметна. Среди различного типа акцентуации ха­рактера застревающая занимает в группе делинквентов 5-6 ранговое место и со­ставляет 24% (А. Реан, 1991). Более тревожным нам представляется другой факт. И связан он с тем, что педагоги плохо замечают в своих учащихся этот тип акцентуации. По нашим данным, в 83% случаев педагоги не замечают, не обращают внимания на выраженную застревающую акцентуацию личности (А.Реан, 1991). Этот факт, возможно, особо тревожен потому, что касается он учащихся с асоциальной направленностью, с девиациями поведения, с выра­женной социальной дезадаптацией и о делинквентпым поведением.

Эмотивный тип

Во взаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную важность при­обретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная от­зывчивость педагога. В силу того, что потребность в сочувствии и сопережива­нии у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное по­ведение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмоциональной от­зывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными уси лиями, Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установ­лению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью. Одна­ко следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность эмотивных акцентуантов и, вследствие этого, высокую изменчивость их настрое­ния: Фальшь, а тем более безразличие и черствость, змотивные личности чув­ствуют чрезвычайно тонко и быстро реагируют на это изменением отношения и поведения.

Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе делинквентов достаточно высока и составляет величину порядка 36% (А. Реан, 1991). Анало­гичные цифры дают и авторы других исследований, в которых доля эмотивных (терминологическое соответствие - "лабильных") акцентуантов составляет 36% (А. Личко, 1983).

Однако особо негативным и тревожным представляется нам другой факт. А именно то что, как показывают наши исследования, именно змотивные пики в характере подростка остаются незамеченными педагогами чаще всего или даже во всех 100% случаев. Иначе говоря, педагоги не замечают в подростке-делинквенте таких особенностей, как повышенная чувствительность и впечат­лительность, которые характерны для эмотивного типа. Этот факт тревожен по­тому, что именно эмотивные подростки нуждаются в сочувствии и сопережи­вании в наибольшей степени. Именно эти подростки наиболее чувствительны к тому, что "их не понимают", именно они наиболее остро реагируют на различ­ные "проколы" в педагогическом общении. Этот факт тревожен еще и потому, что значительное число подростков-делинквентов, как показывают исследова­ния, проходят через эмоциональную депривацию. Но эмоциональная депривация сама по себе часто может являться одним из пусковых механизмов делинквентности. Для эмотивных же подростков эмоциональная депривация может иметь особо негативные последствия. И наоборот, наличие эмоционального кон' акта педагога с таким подростком может дать чрезвычайно положительные результаты. В целом мы полагаем, что не случайно чаще всего педагоги не за­мечают в подростках-делинквентах именно эмотивности. Нам представляется, что здесь имеет место блокирование адекватного познания педагогом личности подростка за счет действия определенного стереотипа подростка-делинквента (А. Реан, 1990, 1991).

Возбудимый тип

Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с возбуди­мым акцетуантом полностью обусловлены его особенностями. Главными из них являются не рациональность, а импульсивность поведения; его обуслов­ленность влечениями и неконтролируемыми побуждениями. В области соци­ального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание этих особенностей педагогом и их антиципация, готовность к проявлению со­ответствующих им поведенческих реакций, уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора, и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу: "импульсивность -на импульсивность", "нетерпимость - на нетерпимость".

Поэтому важной задачей психологической службы является не просто диагностика возбудимых акцентуантов, но и соответствующее информирование педагогов. При этом наиболее целесообразно проводить повышение психоло­гической компетентности педагогов относительно возбудимой акцентуации не вообще, а решая конкретную психолого-педагогическую задачу, провода, ана­лиз личности и поведения конкретного учащегося.

Что касается формирования готовности у педагога к проявлению некон­тролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого акцентуанта, то эту задачу педагог может решить лишь сам. Для ее успешного решения необходима работа по самокоррекции некоторых своих личностных установок и привычных поведенческих реакций. По существу это работа по са­мосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма. Психолог может здесь только помочь педагогу в формировании соответствующих мо­тиваций, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техникам эффективного общения.

Возбудимый тип акцентуации является явным фактором риска делинквентного поведения. По данным А. Личко, он (терминологическое соответст­вие - "эпилептоидный") занимает второе место по частоте делинквентности среди всех типов акцептуаций (А. Личко, 1983). По нашим данным, возбудимой акцентуации принадлежит третье место (36%)) по распространнености в группе делинквентов (Л. Реан, 1991). На этом фоне то, что в 56% случаев, как показы­вают наши исследования (там же), педагоги не замечают в личности возбуди­мой акцентуации, представляется слишком большой величиной. Возбудимый тип является не только одним из наиболее часто встречающихся среди делин­квентов. Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты чаще всего "дают" насильственные деликты, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют, кроме того, наиболее суровые правовые последствия.

Психологу в психокоррекционной работе следует учитывать, что контакт с возбудимым акцентуантом легче установить вне периодов аффективного напряжения. В беседе с ним следует быть обстоятельном и неторопливым. Необ­ходимо дать выговориться. Обсуждая качества акцетуанта, следует касаться отрицательных качеств очень осторожно и только после того, как проявлено внимание и оценка его положительных качеств. Не следует давать оценку отрицательных качеств, позиция психолога должна быть нейтральной. Следует показать, какой вред эти качества могут принести ему, убедить- приучать себя уходить от раздражающих ситуаций.

Циклотимический тип

Особенности взаимодействия с ним зависят от фазы.

Во время подъема установление контакта происходит так же как и с гинертимным типом.

Во время спада этот тип особенно нуждается в психологической и эмоцио­нальной поддержке. Элементарной задачей психолога будет вселить увереп нность, что за спадом обязательно последует подъем, что причина этого на са­мом деле заключена не в собственной личности и не в отношении окружающих или фатальных обстоятельствах, а в особенностях конституции организма, к которым можно и нужно относиться спокойно.

Тревожный тип

Важнейшей особенностью типа является повышенная тревожность, беспо­койство по поводу возможных неудач. Характерны настороженность перед внешними обстоятельствами и при контактах о людьми. Все это и обуславлива­ет особенности взаимодействия с тревожным акцентуантом. Этот тип труден для контакта. Разубеждение происходит медленно. Для установления контакта зачастую полезно затрагивать сферы, в которых акцентуант стремится к гиперкомпенсации. В отношении этого типа следует придерживаться недирективных методов психокоррекции многократные продолжительные беседы, подробный разбор фактов и ситуаций, опровергающих убежденность в неполноценности и мнительную тревожность в неблагоприятном отношении окружающих.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ11

Акцентуант - акцентуированная личность; субъект взаимодействия, об­ладающий какой-либо акцентуацией характера.

Анамнез - совокупность сведений, имеющих отношение к развитию забо­левания больного, формированию его личности и настоящих состояния.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Виктимное поведение - поведение, ставящее самого субъекта в положение жертвы и провоцирующее совершение в отношении себя противоправных действий.

Гиперкомпенсация - деятельность осознанно или неосознанно направляе­мая на развитие именно тех сторон личности, в отношении которых человек чувствует наибольшую уязвимость.

Делинквент - правонарушитель, преступник; термин применяется в ос­новном для характеристики несовершеннолетних правонарушителей.

Интеллектуальная недостаточность - заметное снижение некоторых умственных способностей индивида до ypoвня, когда оно начинает оказывать негативное влияние па успешность социально-психологической и социально-культурной адаптации. Интеллектуальная недостаточность проявляется нерав­номерно. Некоторые способности, в основном связанные с выполнением кон­кретных операций (счет, память и т.д.) могут оказаться сохранными, а способ­ности к установлению закономерностей, обобщению и к другим сложным спо­собам анализа действительности зачастую бывают снижены в первую очередь.

Компенсация - совокупность осознанных и неосознанных действии, на­правленных па развитие таких сторон, черт личности, способностей и т.д., ко­торые могли бы как-то "заменить" недостаточное развитие другой стороны. Субъективное ощущение слабости и уязвимости в отношении какой-либо сто­роны личности снимается усилением других сторон личности, «прикрываю­щих» уязвимые места.

Психогенный — в противоположность саматогенным причинам того или иного заболевания, под которым подразумевают некоторые органические, ин­фекционные и другие внешние воздействия на организм. Психогенные факторы приводят к нарушениям, состояниям и заболеваниям как психическим, так и соматическим посредством сугубо психологических и социальных влияний. К психогенным воздействиям можно отнести психологические травмы, чрезвы­чайные нервно- психические нагрузки, условия неправильного воспитания, не­разрешимые внешние конфликты и т.п.

* Примечание; Поскольку встречающиеся в руководстве термины зачастую имеют довольно широкое психологическое значение, в определениях мы акцептировали вни­мание преимущественно на имеющие отношение к описываемым явлениям аспекты.

Психопатия - патология характера, заключающаяся в развитии патологи­ческих свойств характера под воздействием как наследственных факторов, так и факторов воспитания в ранние периоды жизни. Патология свойств характера пролонгирована на значительную часть жизни и практически необратима. При психопатиях в отличие от акцентуаций наблюдается нарушение социальной адаптации. Осознание болезненности своего состояния значительно хуже. Осознание болезненности своего состояния.

Психотическое состояние - временное расстройство психики, прояв­ляющееся в искажении или сужении сознания, ухудшения самоконтроля, воз­можном появлении бреда, галлюцинаций.

Суицид - (от англ, suicide - самоубийство) - акт самоубийства.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, спо­собность к сочувствию и сопереживанию.

Эндогенный - внутренне обусловленный. Эндогенное развитие каких-либо качеств представляет собой развитие, обусловленное либо наследственными факторами, либо особенностями внутриутробного периода, либо особенностями раннего периода жизни индивида.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битенский B.C., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков. В журн. "Психол. журн.", 1991, N 4, с.87-93.

2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.

3. Блейхер В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: