Метрологическое обеспечение сферы услуг

Метрологическое обеспечение сферы услуг на со­временном этапе следует признать явно недостаточ­ным: отсутствует основополагающий документ, уста­навливающий требования к государственной системе обеспечения единства измерений на предприятиях сферы бытовых услуг; только по ограниченному пе­речню услуг (услугам торговли, банковским услугам) разработаны НД, содержащие требования к измери­тельным процедурам, выполняемым в процессах пре­доставления услуг.

По такой потенциально опасной группе услуг, как медицинские услуги, отсутствуют какие-либо НД в области метрологии. В то же время результаты гос­надзора свидетельствуют о неблагополучном состоя­нии диагностического парка приборов и инструмен­тов в больницах. По данным Ростеста [9], из 500 про­веренных приборов различного назначения (хирур­гия, травматология, кардиология, анестезия) 66% (!) давали неверные показания. В ряде учреждений здра­воохранения не созданы МС, применяются приборы неутвержденных типов. Госстандарт не получает сис­тематической информации об аккредитованных орга­низациях — поверителях СИ медицинского назначе­ния и предприятиях, имеющих лицензию на их ре­монт.

Как уже отмечалось выше, в сферах услуг торгов­ли действуют правила по метрологии, регламентиру­ющие порядок осуществления ГМН за количеством товаров" при их продаже. В области банковских тех­нологий действуют ГОСТ Р 8.561 и Рекомендации по государственной системе обеспечения единства изме­рений (МИ 2328—95). Рассмотрим кратко требования к метрологическому обеспечению банковских техно­логий.

Метрологическое обеспечение банковских техно­логий осуществляется в целях получения результатов измерений, использование которых исключает принятие нерациональных или ошибочных решений при реализации банковских технологий.

В банках и учреждениях, осуществляющих бан­ковские операции, должны быть организованы МС или структуры (подразделения или лица), на которые возложены обязанности по обеспечению единства измерений. Их основными задачами являются: свое­временное представление на поверку СИ; организа­ция аттестации МВИ; организация и проведение ме­трологической экспертизы документации, в.которой излагаются требования к банковским технологиям. В приложении 3 приведены примеры объектов ГМКиН за банковскими операциями.

Под объектами в сфере банковских, операций, подлежащими ГМКиН, понимаются средства и метог дики измерений (анализа), технические X программ­ные средства, характеристики которых гарантируют точность и стабильность обработки, хранения, а так­же защиту информации; обеспечивают отсутствие ошибок; арбитражные процедуры в целях защиты прав вкладчиков и интересов участников финансово­го рынка при выполнении банковских операций.

Под параметрами, подлежащими надзору, понимаются кон­кретные характеристики технических и программных средств (включая носители информации), отклоне­ние значений которых от нормируемых иди рекомен­дуемых может привести к ошибкам' и материальным потерям при осуществлении банковских операций.

Перечень СИ, подлежащих поверке, осуществля­ется МС банка или должностным лицом банка, от­ветственным за обеспечение единства измерений, и утверждается органом ГМС, осуществляющей ГМКиН.

При проведении контроля (надзора) особое внимание следует уделять объектам (и их параметрам), для которых установлены и стандартизированы обя­зательные требования.

Такие виды контроля (надзора), как поверки СИ, аттестация МВИ, производятся на до говорной, осно­ве ГМС, научными метрологическими центрами. Калибровка СИ производится МС банка или на дого­ворной основе любым специализирующимся пред­приятием. Метрологическая экспертиза документа­ции производится МС банка, метрологами-аудитора­ми или на договорной основе научными метрологи­ческими центрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: