double arrow

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В агроэкосистемах, как и в естественных экосистемах, главным источником энергии является солнечный свет


В агроэкосистемах, как и в естественных экосистемах, главным источником энергии является солнечный свет, а углерода – углекислый газ. Однако это антропогенные экосистемы, составом, структурой и функцией которых управляет человек. Он стоит на вершине экологической пирамиды и определяет по какой пищевой цепи направить большую часть энергии – по цепи «растение – человек» (производить растениеводческую продукцию), или по цепи «растение – скот – человек» (производить животноводческую продукцию). Человек определяет количество и качество первичной и вторичной биологической продукции: использует удобрения, полив, возделывает наиболее продуктивные культурные растения и разводит сельскохозяйственных животных, наиболее эффективно использующих корма. При этом он производит ту сельскохозяйственную продукцию, на которую есть спрос.

На управление агроэкосистемой, человек затрачивает много антропогенной энергии (на производство сельскохозяйственной техники, обработку почвы, производство и внесение удобрений, обогрев животноводческих помещений, перевозку кормов и навоза и т.д.). Однако доля антропогенной энергии в энергетическом бюджете любой агроэкосистемы мала, его основу составляют неисчерпаемые щедроты энергии солнца.

История сельского хозяйства знает немало примеров истощительных вариантов управления агроэкосистемами, которые вели к разрушение агроресурсов – почв и биологического разнообразия, загрязнению окружающей среды и производимой сельскохозяйственной продукции.

Агроэкология разрабатывает методы управления агроэкосистемами, которые позволяют сохранять агроресурсы и при этом получать достаточно много сельскохозяйственной продукции высокого качества. Для решения этой задачи в агроэкосистемах частично сохраняется экологическое равновесие за счет «зеленого каркаса» – части лесов (а если их мало или совсем нет, то лес сажают), лугов и степей, болот; вместо плуга используются рыхлители; минеральными и органическими удобрениями компенсируется вынос из почвы элементов питания и разрушение гумуса; в севообороты включаются культуры, восстанавливающие почву (многолетние травы, бобовые и сидераты); используются поликультуры и сортосмеси. Для защиты растений от вредителей, болезней и сорняков используются биологические методы и агротехника, хотя в некоторых случаях применяются гербициды. Чтобы травостой пастбищ не разрушался руководствуются нормативом пастбищной нагрузки. Для снижения затрат антропогенной энергии используется адаптивный подход: на каждую единицу затраченной энергии добиваются наибольшей отдачи биологической продукции.

Важным событием в истории сельского хозяйства была зеленая революция 60–70-х гг., сопровождавшаяся резким увеличением затрат антропогенной энергии на каждый гектар сельскохозяйственных угодий. Эта революция принесла биосфере немало бед, разрушив почву, загрязнив воду и обеднив флору и фауну.




Перед сельским хозяйством России стоит много задач. Чтобы идеи ресурсосбережения вошли в жизнь, нужно не только внедрить агроэкологические методы получения сельскохозяйственной продукции, но и разработать специальные экономические механизмы. Должна быть определена стоимость ресурсов и у них должен появиться хозяин, которому будет невыгодно их разрушать.

Индивидуальное задание

Темы рефератов:

1. Возможно ли сельское хозяйство при отказе от химии?

2. Роль леса и других естественных экосистем в структуре сельскохозяйственного ландшафта.

3. Основные сорные виды растений и возможности контроля засоренности с использованием экологически безопасных методов.

4. Севообороты и их экологическая роль.

Эти задания адресованы в первую очередь сельским школьникам, которые постоянно сталкиваются с вопросами сельскохозяйственной экологии, хотя исполнителем могут быть и городские школьники, проявляющие интерес к сельскому хозяйству. В каждой из тем, наряду с данными литературы, могут быть использованы результаты наблюдений в одном или нескольких сельскохозяйственных предприятиях.

Можно использовать следующую литературу:

Миркин Б.М., Злобин Ю.А. Растительные сообщества наших полей. М.: Знание, 1990. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Сельское хозяйство. № 1).



Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Злобин Ю.А. Плодородие вашего участка (Советы фермеру и садоводу-любителю). М.: Знание, 1993. (Серия «Усадьба. Подворье. Ферма». № 1-2).

Скорняков С.М. Плуг: крушение традиций. М.: Агропромиздат, 1989. (В увлекательной форме автор рассказывает об эволюции системы обработки почвы, о «борцах против плуга» И.Е. Овсинском, Э. Фолкнере, Т.С. Мальцеве.)

Скорняков С.М. «Зеленая родословная». М.: Агропромиздат, 1989. (Рассказ об истории основных культурных растений.)

Яблоков А.В. Ядовитая приправа. М.: Мысль, 1990. (Книга содержит много фактического материала, который показывает пагубность системы применения пестицидов для сельскохозяйственных и естественных экосистем.)

Пругар Я., Пругарова А. Избыточный азот в овощах. М.: Агропромиздат, 1991. (В книге рассказывается о том, как можно снизить риск накопления нитратов в разных овощах.)

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7